Завод 4040
В настоящий момент над объектом построены опоры моста через бухту Золотой Рог. Нижние входы и верхние шахты засыпаны землёй, объект полностью недоступен.
Объект расположен в районе ул. Пушкинской и Светланской. Глубина заложения от 15 до 26,8 м (примерно). Протяженность около 270 метров. Количество уровней — 3. Количество выходов — 5, из них один аварийный. Принадлежность ТОФ. Среди объектов реестра ФГУП "Ростехинвентаризация" (БТИ) не значится. В настоящее время законсервирован по соображениям безопасности.
ИСТОРИЯ. Возводился в 1940-х годах в режиме строжайшей секретности силами батальона Особого железнодорожного Корпуса НКПС (ни зэки, ни пленные японцы, ни генерал Карбышев к строительству объекта отношения не имеют).
Долгие годы данное сооружение являлось вторым по вместимости защитным сооружением МПВО в городе (после объекта № 1) — могло укрыть 2200 рабочих 202 завода им. Ворошилова (Дальзавод). Объект 4040 (этот индекс упоминается в документах КТОФ и обмерочной схеме за 1981 год) изначально строился как убежище для особо ценного оборудования, а также как убежище для рабочих и два запасных цеха 202 завода, а также электростанция и запас топлива.
С тех пор завод несколько раз перестраивался и реконструировался. После войны (а скорее всего - в конце 1950-х годов) был передан КТОФ, использовался до 1982 года как овощехранилище, а затем начал переделываться флотом в убежище (вероятно, 178-го Судоремонтного завода и войсковой части на 37-м причале). Реконструкция не была завершена, завод бросили недостроенным и законсервировали вероятнее всего в 1989 году. В 1990-е годы решетки на нижнем входе были спилены, и сюда начали проникать все, кому не лень. В 2001-2002 годах "чёрные металлисты" начали незаконный демонтаж металлической обшивки завода и остатков вентиляции, эти действия были приостановлены после засыпки грунтом одного из входов. Объект представлял серьёзную опасность для жизни и здоровья людей ввиду недостроенности и криминальности.
КОНСТРУКЦИЯ. Нижняя, наиболее обширная по площади помещений, часть представляет собой два паралельных коридора, тянущихся вглубь горы Орлиное гнездо на 270 метров, и соединяющихся полукругом. Между ними — перпендикулярные соединяющие галереи, по бокам — вспомогательные помещения, большой вентиляционных блок, многоместные туалеты. Стены объекта были обшиты листами оцинкованного железа, окрашенного в тёмно-красный цвет (в эстетических целях). После нашествия "чёрных металлистов" остались только фрагменты обшивки. Снизу имеется 4 лестничных перехода в 2 параллельных друг другу зала (длина каждого около 100 метров, ширина — около 12 метров, высота — более 4 метров), соединенные между собой арочной потерной. Также из вент. блока ФВК через противовзрывное устройство идет узкий наклонный подземный ход в вертикальный ствол шахты забора воздуха, она же являлась аварийным выходом (на стене смонтирован скоб-трап). Вентрешетка, закрывающая шахту, располагалась возле музыкального училища. Проход из нижних помещений к верхним выходам (на ул. Пушкинскую) осуществлялся через шахтный бетонированный ствол прямоугольного сечения, в котором установлена многосекционная металлическая лестница (до конца 1970-х годов здесь работал грузовой лифт-подъемник).
Верхний уровень представляет собой бетонированный недостроенный зал с двумя арочными выходами на улицу Пушкинскую с проложенными по полу рельсовыми путями для подачи продукции. До середины 1980-х годов, т.е. до начала масштабной реконструкции, по тоннелям до лифт-шахты была проложена узкоколейная железная дорога (для транспортировки оборудования и грузов). Об этом свидетельствовали ниши в стенах для укрытия рабочих завода, которые там прятались на время прохода вагонеток. Также до момента перестройки объект имел два этажа: производственные цеха имели высоту до 7,5 метров, и только в середине 1980-х годов их разделили пополам межэтажными перекрытиями. Боеприпасы, оборудование и прочее подвозили на грузовиках ко входам на ул. Пушкинской, где была специальная грузовая платформа из дикого камня. Здесь с машин груз перемещали на платформы-вагонетки и далее транспортировали к лифту. Объект никоим образом не соединяется ни с каким другим подземным объектом в центре города, сугубо локален и тем более, не уходит под землю на многие километры, как считают досужие обыватели.
ОСОБЕННОСТИ. Зимой натечная вода образовывала здесь причудливые ледяные столбы и целые ледяные комнаты, казалось, будто попадаешь в царство Снежной королевы.
Схематичный план.
Пушкинский сквер —
1956 год —
Улица Пушкинская 1960-х годов —
Во дворах улицы Пушкинской, начало 1960-х —
Улица Пушкинская, декабрь 1972 года —
2004 год —
Фотографии периода 2007–2009 годов:
Нижний «вход» с ограниченными габаритами —
Нижний уровень —
Торцевой участок нижнего уровня. За стенкой резервуарное помещение, к которому ведёт небольшой лаз на высоте нескольких метров —
Второй уровень —
Лестничный подъём к верхним входам на ул.Пушкинской —
Вентиляционное отделение —
Переход к подъёму аварийного выхода возле художественного училища —
Верхние входы на улице Пушкинской —
Многообразие ледяных натёков в зимнее время —
В 2008 году был начат постройкой мост «Золотой» (через залив Золотой Рог). Мостовые опоры пришлись по линии подземного сооружения, благо их поставили над скальными участками соружения. В конце октября 2008 года портал нижнего входа был засыпан и над ним пролегла дорога.
Кадры за пару дней до:
На 2013 год это место выглядит так:
Впоследствии, в процессе строительства были засыпаны и верхние входы.
Сейчас стройплощадки в районе верхних входов уже нет и можно видеть такую картину:
23 Комментарии
Leave a comment