Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель (Стройка 506)

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929 – 1930 годах.
5 мая 1950 года Совет министров СССР принял секретное постановление о сооружении железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино на Сахалине с тоннелем под Татарским проливом, а также паромной переправы – как вспомогательного варианта. Спустя неделю приказом министра внутренних дел в системе ГУЛЖДС было создано два номерных подразделения: “Строительство № 506” с центром в Александровске-Сахалинском и “Строительство № 507” с центром в Де-Кастри. Вместе с учрежденным непосредственно для прокладки тоннеля “Строительством № 6 МПС СССР” они образовали систему, объединившую огромные материальные ресурсы, рабочую силу и технику. По плану общая протяженность железнодорожной линии составляла более 1000 км, тоннеля – около 10 км. Предполагалось завершить сооружение железной дороги и тоннельного перехода в 1955 году, а двумя годами раньше открыть сквозное временное движение с использованием паромной переправы.
Тоннель предполагалось использовать в военных целях – для снабжения дислоцированных на Сахалине частей Советской армии. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (тоннельные работы, в 1952 году также передано в ведение МВД).
Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены 6 сентября 1950 года. В целях ускорения строительства трассу предполагалось сооружать по упрощённой (фактически – временной) схеме, например, на первых этапах строительства допускалось использование непропитанных шпал. Детальных инженерно-геологических изысканий в районе предполагаемого строительства тоннеля не проводилось.
На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби (начало тоннеля) должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 километрах от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома. Всего на островной части магистрали планировалось сооружение девяти железнодорожных станций.
Протяжённость тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км, его трасса проходила севернее паромной переправы.
На материке на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихино с ответвлением к временной паромной переправе. У озера Кизи планировалось строительство тяговой электростанции.

Окончание строительства с организацией временной паромной переправы было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля – на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 миллиона тонн в год
Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели, в основном, заключённые ГУЛАГа. К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек. Строительство, особенно на Сахалине, велось в условиях фактически полного отсутствия инфраструктуры и недостатка техники, из-за аврального характера работы бытовые условия в лагерях для заключённых были неудовлетворительными даже по нормам ГУЛАГа.
На материке было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура от станции Селихино до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.
На Сахалине работы велись в худших условиях, и ни одного километра железной дороги построено так и не было. Проведённые работы по подготовке трассы (земляные работы, вырубки и др.) позволили построить грунтовую автодорогу Ныш — Погиби, которая в советское время использовалась для вывоза древесины.

[Информация с сайта РЖД]

В настоящее время дамбы, которые шли к искусственным островам, размыты, инфраструктура и постройки практически не сохранились. Остался лишь вертикальный ствол технической шахты — наполовину затопленный и захламлённый.  

Карта местности с обозначением строительных участков из книги  М.Кузьминой «Последний вагон на Север» - alt

Примерная схема трассы туннеля Сахалин-материк (источник - статья из журнала "Техника - молодёжи" №7`1996) alt

Фотографии осени 2011 года:

Виды пгт Лазарев -

alt

alt

alt

alt

alt

alt

Мыс Средний - 

alt

Начало дамбы (ныне размытой) с мыса Средний на искусственный остров -

alt

alt

alt

Искусственный островок и Сахалин на дальнем плане -

alt

alt

alt

alt

Инфраструктурные элементы на м.Средний, близ шахты -

alt

alt

alt

alt

alt

alt

Изредка встречаются рельсы, в том числе и с маркировкой  - «КМЗ им.Сталина  118кг  IV 1950 г.» -   alt

Портал горизонтального ствола найти не удалось. Один из местных жителей сказал, что его скорее всего обрушили газовики. Сложно сказать, насколько этот факт верен, т.к. место газораспределительной станции довольно близко к технической шахте -

alt

alt

Техническая шахта.

Глубина порядка 55 метров, диаметр около 9 метров, ствол забетонирован и облицован чугунными тюбингами, крепящимися друг к другу двенадцатью болтами.  Вид сверху -

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

Вес каждого тюбинга 300 кг, на всех маркировка "ЭН 5" и номера -  

alt

alt

alt

alt

alt

alt

В средней части спуска нагромождение гнутых швеллеров —  обрушенные конструкции -

alt

alt

alt

alt

alt

alt

В свободном доступе лишь верхние 20 с небольшим метров. Далее идёт пласт захламления грунтом и деревянно-металлическим мусором, покоящийся на ледяной подушке. Сохранились вертикально идущие трубы водоотлива, а так же, фрагментарно, изоляторы электроснабжения -

alt

alt

Подо льдом и по краю мусорного "острова" — вода -

alt

 

22 Комментарии
  1. Аватар пользователя владимир
    Ноя 03, 2012

    Жил некоторое время в поселке мыс лазарева видел насыпаные дамбы,слышал расказы о строительстве тоннеля,видел одного из живших тогда зэков,работавших на строительстве нефтепровода оха-комсомольск на амуре,читал книгу василия ажаева о том как комсомольцы строили этот нефтепровод в книге далеко от москвы.Фотографии классные,все натурально и очень профессионально.Место очень интересное,стратегически важное для россии,тоннель или мост должен связать сахалин и материк.n

  1. Аватар пользователя Кирилл
    Фев 26, 2013

    Но такого никогда не случится,никому сейчас по-видимому этого не надо

  1. Аватар пользователя Леонид
    Июн 05, 2013

    Спасибо за фотографии. В 1972 году написал диплом "щит для проходки тоннелей" в Ленинградском Горном институте. Приеду строить!

  1. Аватар пользователя Валерий
    Июн 28, 2013

    Жил в посёлке Мыс Лазарева в годы строительства (ребёнком) 1942 г.р. и позже. Вертикальная шахта, о которой идёт была накрыта высоким, железным, цилиндрическим куполом, который порезали на металлом в конце 50х, начале 60х годов. Район, где находится эта шахта, назывался "Третий объект" и был строго режимный. Кто там живёт и чем занимается никто в посёлке не знал. Люди, в основном, досрочно-освобождённые зеки, жили в посёлке и работали на других объектах 6-й стройки МВД и 506-й МПС. В 1953 году, всех зеков и досрочников грузили на самоходную баржу, где капитаном был Ухов Григорий Николаевич, наш сосед по бараку, также из досрочников. Баржа принадлежала строительству №6 МВД. Часть зеков, не дождавшись отправки, уходили своим ходом по ж/д насыпи, в сторону Де-Кастри. В течении нескольких дней посёлок опустел. Целые улицы стояли пустые. В домах можно было жить, так как брошено было всё, включая мебель и домашнюю утварь. Много было щитовых, сборных финских домов с центральным отоплением. Осталось совсем немного народу, которым видимо и бежать то было некуда.

  1. Аватар пользователя Сергей
    Июл 04, 2013

    В 2001 году организацией "Трансмост" проводились изыскательские работы по строительству железнодорожного мостового перехода с материка на Сахалин. Выполнялись буровые работы по взятию проб грунта на суше и под водой, а также промерные работы гидрографами ВМФ. Исследовались 2 района: первый м. Лазарева - м. Погиби и район в проливе Невельского на несколько километров южнее. По ходившим тогда слухам от строительства отказались по нескольким причинам: - на материке берег высокий и скалистый, на Сахалине низкий, песчаный и заболоченный, с учетом того, что мост планировался неразводным и под ним должны были свободно проходить морские суда, высота пролета над водой должна была составить около 40-50 метров. На Сахалине требовалось сделать насыпь длиной с пару десятков километров для обеспечения максимально возможного уклона для ж/д путей; - строительство в районе м. Лазарева - м. Погиби нецелесообразно из-за большой ледовой нагрузки на опоры в период ледохода и сложного рельефа дна, хотя это самое узкое место; - строительство моста южнее в проливе Невельского затруднено из-за слабых грунтов и длина перехода в разы больше. Вот такие тогда ходили версии у местного населения и сопричастных к работам. Был ещё один слух: якобы Япония заявила, что в случае строительства ж/д моста на Сахалин, готова построить мост через пролив Лаперуза, соединить свою ж/д сеть с нашей и пустить часть грузопотока через РФ. Вот и всё, если кратко. Просто в настоящее время все бодро митингуют про строительство моста с материка на Сахалин, но за редким исключением об изысканиях 2001 года и их результате не упоминают, вот пара ссылок на статьи: http://www.eav.ru/publ1p.php?publid=2011-08a16 http://www.n-dv.ru/?page=3&article=523 А в районе м. Невельского ещё в начале 2000-х с моря была видна вышка в лагере строителей тоннеля, со слов местных там и строения какие-то остались, возможно Вам интересно будет посмотреть.

  1. Аватар пользователя Валерий
    Дек 05, 2013

    Хорошие фотографии, много слышал о Сахалинском тоннеле и вот что-то увидел. Впечатляет, если вспомнить в какое время строилось. А сколько людских душ загублено, это ужас. Вы молодцы, побывали в таком месте, можно сказать форт-пост страны. Удачи вам в ваших изысканиях. Валерий.

  1. Аватар пользователя михаил
    Окт 31, 2014

    Так начали строит тоннель или нет? Моя мать с отцом в 1947 году приехала в Оху. Она рассказывала что была в тоннеле и он строился.

  1. Аватар пользователя Bulat
    Окт 31, 2014

    Строить начали. Но только начали.

  1. Аватар пользователя Мушавер-техник
    Янв 03, 2015

    Родители-желдорожники строили , обслуживали ж/д Наушки-Улан-БАТОР (стр-во 505 ГУЛЖДС ).Вернее почти весь л/с танк.бр "демобилизовали"в строителей ж/д(ТБр в боях с японцами не участвовала-2-й эшелон) В1950 г эшелоном с семьями (с 1946 г разрешили семьям) и работниками вывезли на стр-во жд ветки от ст. Селихино до ст Черный Мыс с ответвлением к паромной пере праве через Татарский прлив( про тоннель не знали) по правому берегу Амура. Семьи жили в Де-Кастри.Мне шел 5- й год , брату 4- й.Смутно помнится залив,нерпы, укрепления БО , отцы в кожаных куртках танкистов с кобурами(все ходили в форме только без погон)Занимались обслуживанием - кто машинисты паровозов,, кочегары, мастера пути, ремонтники... ЖД строили и зеки и вольно наемные и др..В 1953 году всю жд бригаду пере кинули в Советскую Гавань , где и прошло детство, ...работа на ССРЗ с учебой в ШРМ номер 6 . Служба в СА в т.войсках (1965-1990) Но в памяти ВСЕ осталось- вышки, собаки, конвойные ..побеги, стрельба .. Лагеря, тюрьмы вокруг города... Спасибо за снимки,молоды.С новым 2015 годом.

  1. Аватар пользователя Виктор
    Янв 15, 2015

    Места красивые прожил в поселке с 1958 (привезли 2 месяца было) до 1976 (10 класс) и поступления в институт. облазили всеокрестности в детстве вход н тоннель основной был напротив дамбы, говорили кого то там засыпало его забетонировали в детстве лазили конечно но страшно метров 30-40 прошли темно вход для жд остался со стороны мыса Муравьева нас не пускали там пост Пограничный стоял раньше Из воспоминний детства остались расказы очевидцев да остатки фундаментов бараков колючая проволоку временных лагерей по дороге на Нигирь Виданово хорошие воспоминания детства

  1. Аватар пользователя  Игорь
    Фев 28, 2016

    мы жили в погибли до 53 года . там в 51 году родилась сестра.вывозили с острова баржей на буксире. Штормило, помню, мне было шесть лет. На острове жили в доме на втором этаже, мимо постоянно шли самосвалы.отец работал на стройке, кем, не знаю. Он был хороший плотник. Помню пирс пролив.очень интесно все связанное с тем временем местом, .

  1. Аватар пользователя Илья
    мая 09, 2016

    Пора новых зеков завозить и строить, строить, строить ...

  1. Аватар пользователя Анатолий Де-Кастри
    Ноя 06, 2016

    Это точно. Строить и строить

  1. Аватар пользователя Rus
    Ноя 07, 2016

    Может сейчас Керченский мост достроят и за Сахалин возьмутся!

  1. Аватар пользователя Алексей Фокин
    Дек 07, 2016

    Один мужик, в прошлом большой начальник по пьяни рассказывал, что его отец был начальником стройки Сахалинского тоннеля, это был самый большой в СССР лагерь, более 8 тыс. зэков. Отец имел огромные полномочия лично от Сталина. Построили довольно много, но были трудности. Рассказывал, что был большой бунт, его подавили, а тоннель затопили. Мужик это жив. его можно найти.

  1. Аватар пользователя Знаю, как
    Янв 15, 2017

    Есть его контакты?

  1. Аватар пользователя Надежда
    Янв 19, 2017

    Родилась в 1955 на Лазарева.Помню бараки на Третьем и вышки в лесу. На четвертом была автобаза.

  1. Аватар пользователя Александров Андрей
    Мар 07, 2017

    Тоннель с материковой части по скале был пройден около 5 км до наносных грунтов- именно с его проходкой и не справились- не было тогда мощных криогенных станций для заморозки таких грунтов а кессоны вроде как не справлялись с таким дренажем.Пока суть да дело стали искать спецов по заморозке по всей стране а тут раз и Сталин умер,продолжить строительство не решились.Ныне пройденный тоннель затоплен и заилен,он конечно самое толковое решение но современным строителям нужно как можно больше бабла распилить,поэтому скорее всего будут строить мост и под это дело воровать и воровать.....

  1. Аватар пользователя Вадим Гриценко
    Апр 30, 2017

    Хотелось бы предметно поговорить с тем, кто может предоставить личные воспоминания или какие-то документы (в т.ч. фото) периода строительства тоннеля. Я - историк, автор ряда книг по истории Сибири этого периода, живу в ЯНАО Мой эл.адрес grivna-1958@mail.ru

  1. Аватар пользователя александр николаевич
    Июн 17, 2017

    коллеги! Журнал Техника-молодёжи готовит публикацию в специальный выпуск ТМ : Сахалинский туннель - история, люди, будущее. Приглашаем поучаствовать. А.Перевозчиков, главред perevoz46@gmail.com

  1. Аватар пользователя сергей семенов 61 год
    Июн 28, 2017

    Я родился в 56 году в пос. Лазарев(а). Отец( Семенов александр Тихонович ) там погиб. мама Семенова ( Попова Клавдия Георгиевна) со мной осталась одна. Кое - что рассказывала. Работала на рыбозаводе. как в Татарский пролив при шторме выходили баржи с людьми. Уехала туда с Дона по комсомольской путевке.Потом мне было 1-2 года - уехала со мной опять на Дон. Так я всю жизнь и ношу запись в свид. о рождении : Хабар. край, Нижне - амурский район, пос. Лазарева. Да, думаешь о тех временах и том месте, о тех людях и с головой начинает что - то делаться, все плывет. темнеет, где - то на подсознательном уровне, как будто ты что - то помнишь, а ведь этого не может быть, видно мама часто рассказывала . . . .

  1. Аватар пользователя Робот BoBot - Свободная Мыслящая Машина
    Июл 07, 2017

    Надо достроить! И Трансполярку - тоже!

Leave a comment