Тонне́ль  — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Тоннель может быть пешеходным и/или велосипедным, для движения автомобилей или поездов, трамваев, перемещения воды (деривационные тоннели гидроэлектростанций, канализационные коллекторы), прокладки сетей городского хозяйства и т. п. Существуют также так называемые экологические тоннели. Основная часть метро также проложена в виде тоннелей.
Тоннели строят для преодоления природных препятствий (напр., тоннели под горами), для сокращения пути (тоннель через гору вместо дороги вокруг), для сокращения времени движения (тоннель вместо паромной переправы). Тоннели под водными преградами часто строят вместо мостов там, где мосты могли бы помешать проходу судов. Также тоннели строят во избежание пересечения разных транспортных потоков на одном уровне (подземные переходы, тоннели вместо железнодорожных переездов, тоннели как часть автомобильных развязок и тому подобное).
В некоторых случаях проезды под пролётами мостов тоже называют тоннелями, что, однако, неправильно.

СНиП на  железнодорожные и автодорожные тоннели 



Нарвинский тоннель

Нарвинский автодорожный тоннель — тоннель на участке автомобильной трассы А189 на территории Хасанского района. Построен в массиве Нарвинского перевала Сухореченского хребта, разделяющего долины рек Барабашевка и Нарва.
подробнее


Кипарисовский тоннель

Кипарисовский железнодорожный тоннель
 

Расположен на 9236 километре Транссибирской магистрали между железнодорожной станцией Сиреневка и ж/д остановочным пунктом 9237 км (Надеждинский район). Иногда тоннель ещё называют Сиреневским.         Викимапия.

подробнее


Тоннель рудника Приморский

Тоннель рудника Приморский. По тоннелю руда из рудника доставлялась на обогатительную фабрику. В случае войны тоннель предполагалось использовать, как бомбоубежище. Длина около 1 км, есть ответвление. Сейчас рудник заброшен, тоннель тоже.

подробнее


Пиванский тоннель

Недостроенный и заброшенный железнодорожный тоннель на правом берегу реки Амур, недалеко от Комсомольска-на-Амуре. Располагается севернее посёлка Пивань, в зоне пиванского садового товарищества, проходя под хребтом сопки Пивань. Официального названия у тоннеля нет, поэтому его обычно называют по местности — Пиванским тоннелем (иногда используют ещё альтернатиавное название — "Амурский тоннель"). Один из первых тоннелей Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

подробнее


Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск – Холмск была построена японцами после завоевания ими Южного Сахалина.

23 августа 1905 года между Россией и Японией был заключен Портсмутский договор, в соответствии с которым южная часть острова отошла Японии. Летом 1906 года японцы начали строительство железной дороги на Южном Сахалине, переименовав его в Карафуто. Административным центром губернаторства стал город Тоёхара (ныне Южно-Сахалинск).

подробнее


Сахалинский тоннель

Сахалинский тоннель (Стройка 506)

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929 – 1930 годах.

подробнее