Маяк Скрыплёва

Маяк Скрыплёва.
Номер маяка — 242/F7470.
Характеристика огня — Кр Пр 15с 20м.
Белая восьмигранная каменная башня с фонарным сооружением у белого одноэтажного каменного здания. Высота башни —  12 метров, высота огня над уровнем моря — 54 метра.
Начальник маяка — Юрий Николаевич Вакуленко.
 
Остров Скрыплёва лежит при входе в залив Босфор Восточный со стороны Уссурийского залива.                        
Остров и маяк носят имя Константина Григорьевича Скрыплёва (1826-1900).
 
 
Из «Лоции северо-западного берега Японского моря от реки Туманная до мыса Белкина» (адм.№1401):
«Маяк Скрыплева сооружен вблизи южной оконечности острова Скрыплева. При маяке имеется радиомаяк. 
Коса надводная, сложенная из валунов и гальки, выступает на 0,5 кбт к N от северного берега острова Скрыплева. На 1,5 кбт к NNW от оконечности косы простирается риф с наименьшей глубиной 0,8 м. Глубина на северной кромке рифа 2,1 м; здесь лежит камень, над которым в свежую погоду образуются буруны.  Риф с наименьшей глубиной 0,8 м выступает на 0,5 кбт к SE от южной оконечности острова Скрыплева. На мористой кромке рифа лежат два надводных камня. Кромки рифа приглубы. 
Девиационный полигон Уссурийского залива и радиодевиацонный полигон Скрыплева (район № 144) находятся в 6 кбт к ESE от острова Скрыплева. Девиационный полигон имеет пять естественных створов, в которых используются мыс Новосильского, северная и южная оконечности острова Скрыплева, мысы Каразина, Вятлина, Тобизина и наибольший из островов Верховского. 
Для производства радиодевиационных работ предназначен радиомаяк Скрыплева. Радиомаяк работает по запросу в ясную погоду в светлое время суток». 
 
 
 Значение маяка.
Маяк Скрыплева, как и его "напарник" — маяк Басаргина, имеет важнейшее значение в обеспечении навигационной безопасности мореплавания судов, следующих в порт Владивосток со стороны Уссурийского залива.

Из владивостокских городских маяков, маяк Скрыплёва самый мощный — его красный проблесковый огонь виден на 20 миль, практически с любой точки Уссурийского залива.

Это своего рода навигационный привод для судов, следующих в порт. При подходе к острову Скрыплёва на судах повышается готовность для обеспечения безопасности плавания в районе интенсивного судоходства, у "трэфика" (оператора центра управления движением судов) капитанами запрашивается разрешение на вход в базу. К северо-востоку от острова Скрыплёва находится район ожидания для судов, которые не получили разрешения на заход в порт. 

Для иностранных судов у острова Скрыплёва установлено место приёма лоцмана, здесь же лоцманы сходят с судов, покидающих Владивосток. 
Не обходятся без точечного ориентира — маяка Скрыплёва и суда, выполняющие девиационные и радиодевиационные работы в Уссурийском заливе. 
С проходом линии Басаргина–Скрыплёва на выходящем судне начинается отсчёт пройденных миль после выхода из порта, на этой же линии заканчивается отсчёт пройденных судном в рейсе или в походе кораблём миль. 
Маяк Скрыплёва — надёжный штурманский ориентир и только неблагодарный штурман может не сделать обсервацию по нему, когда судно следует в порт или выходит из него.
 
 
 
 История маяка.
 
В 1862 году подполковник Корпуса флотских штурманов В.М.Бабкин обратился с докладом к командующему эскадрой Тихого океана контр-адмиралу А. А.Попову, в котором обосновал необходимость специальных гидрографических работ по дальнейшему исследованию залива Петра Великого и его навигационному ограждению. Командование эскадрой и Сибирского флотского экипажа внимательно изучили доклад Бабкина с результатами его исследований и в 1863 году обратились в Гидрографический департамент с предложением устройства в заливе и при подходах к нему пяти маяков, в том числе и на острове Скрыплева. 
 
Постройка маяка началась на юго-восточной, самой возвышенной части острова  в 1865 году. На первом этапе мало средств было выделено недостаточно и строительство вскоре остановилось. Возобновлено оно было только через три года, в 1868 году. Управлял строительством инженер Татаринов. Для возведения зданий использовали подручные материалы и уже бывшие в использовании и отреставрированные в Ревельской маячной мастерской лампы и рефлекторы. 20 ноября 1876 года на маяке впервые зажгли огонь. Извещением № 137 от 26 ноября 1876 года Гидрографический департамент объявил по Морскому ведомству, что "...в заливе Пётр Великий с 20-го числа сего ноября начато освещение Скрыплевского маяка, недавно отстроенного на острове того же имени при восточном входе в пролив Босфор-Восточный. Огонь маяка постоянный белого цвета, находится на возвышении 160 футов над уровнем моря; математический горизонт 14,5 мили. Осветительный аппарат отражательный, состоит из 16 ламп...

 

С 1 марта 1877 года маяк начал регулярное освещение постоянным белым огнём. Маяк представлял тогда собой невысокую каменную четырёхгранную белую башню с фонарём. При маяке находилась казарма, дом смотрителя, баня, сарай и помещение с опреснительным аппаратом. На южном мысе острова установили под навесом колокол для подачи сигналов в туман. Обслуживала маяк команда матросов во главе с унтер-офицером от Сибирского флотского экипажа. Несколько лет спустя военную команду заменили на вольнонаемных китайцев, которые успешно справлялись с обязанностями и стоили казне дешевле. 
 
Маяк Скрыплёва строился с учётом угла освещения планируемого к постройке в конце 1870-х годов соседнего маяка Аскольд. В 1877 году место установки маяка Аскольд изменили, вследствие чего Уссурийский залив оказался освещаем только Скрыплёвским маяком. Это потребовало увеличения дальности видимости его огня, и в 1878 году осветительный аппарат маяка переделали, увеличив в нём число ламп и рефлекторов с 16 до 20. Двухпудовый колокол был заменён на восьмипудовый. Но колокол было плохо слышно при восточных ветрах судам, идущим со стороны Уссурийского залива. Поэтому в 1879 году на восточном, наиболее близком к фарватеру, мысе острова установили медную четверть-пудовую пушку. 
Следующий, 1880 год был редким по числу и силе осенних бурь. В городе со многих домов были сорваны крыши, с корнем вырваны деревья, выброшены на берег небольшие суда. Но маяк эти бури выдержал. 
 
Остров Скрыплева по своему географическому положению между берегом и островом Русский был отличным передовым наблюдательным пунктом перед входом в главную базу флота.

Эту особенность стали использовать с первых же дней перевода во Владивосток Сибирской военной флотилии. С постройкой маяка обязанности поста наблюдения были возложены на маячников. На острове установили мачту с реей для своевременного извещения порта об идущих с моря судах о всех происшествиях. Днём на мачте поднимались шары, а ночью фонари. Сигналы передавались на мыс Голдобина, где был опознавательный пункт, а оттуда уже на береговой телеграф во Владивосток. 

 
Порт Владивосток рос очень быстро. Посетивший его в 1880-х годах путешественник Д.И.Шрейдер писал: "...город, влачивший до сих пор жалкое существование, оживился. Начиная с 1881 года, со времени окончательного решения об оставлении порта во Владивостоке, грустные времена начинают отходить в область преданий, город мало-помалу стал терять облик окраинного города. Бухта оживилась судами, там и сям начали возникать постройки, застучали молоты, задымились кузницы, зашныряли по рейду паровые баркасы. Все чаще в порту стали появляться суда из дальней Европы". Оживлению мореплавания способствовало и начало строительства Уссурийской железной дороги. Старый маяк с отражательным осветительным аппаратом уже перестал удовлетворять требованиям времени. 
30 июня 1889 года главный командир портов Восточного океана контр-адмирал П.И.Ермолаев обратился в Морское министерство за разрешением немедленно приступить к постройке новой башни Скрыплёвского маяка взамен старой, признанной особой комиссией неблагонадежной. Он доложил заключение комиссии: "маячный фонарь с восточной половины, обращенной в сторону господствующих туманов и дождей, совершенно прогнил... Крыша башни течет. Во время ветров фонарь шатается... смотритель не рискует держать там вахтенных... Фундамент сделан по старой китайской системе, то есть состоит просто из груды неправильного камня, засыпанного щебнем и залитого сверху известью. Камни лежат без всякой пригонки, имеют между собой такие щели, в которые свободно проходит руки до локтя...". 
 

Новая четырёхгранная башня из кирпича была возведена в 1889 году.

В фонарном сооружении, покрытом медью, установили новый диоптрический светооптический аппарат 3-го разряда, закупленный в Париже у фирмы "Соттер Лемоньер". Высоту огня оставили прежней. Новая башня высотой 6,3 метра начала освещение 27 ноября 1889 года. В 1892 году вблизи юго-восточной оконечности острова установили сирену, но задействовать её не смогли из-за отсутствия на острове пресной воды. Строители предлагали доставлять воду из Владивостока, но из-за дороговизны это предложение в 1893 году было отвергнуто. Решили для получения пресной воды использовать на месте опреснители, для чего у частных лиц во Владивостоке заказали четыре цистерны. Но и от этого пришлось отказаться, так как воду для цистерн пришлось бы поднимать к зданию сирены на высоту 26 метров. В конечном итоге, по предложению опытного строителя маяков К.И.Леопольда, паровую сирену разобрали и вместо неё установили более современную пневматическую, приводившуюся в действие керосиновым двигателем. Она начала действовать 4 августа 1897 года. 

 
В 1914 году для усиления огня на маяке установили новый светооптический аппарат с керосино-калильной установкой. Маяк стал светить белым группо-проблесковым огнём на расстояние до 19,5 мили. В 1917–1920 годах маяк работал нерегулярно. Текучесть кадров была очень большой — за год менялся практически весь обслуживающий персонал. Смотритель жаловался, что "люди несут вахту плохо, спят на вахте, из-за полной неграмотности на фалах телеграфа поднимают не те сигналы". Комиссия, проверявшая маяк в 1919 году, констатировала, что все здания нуждаются в ремонте, две цистерны для питьевой воды поржавели и хранить воду, доставляемую для бытовых нужд на катерах из Владивостока, негде, команда в любой момент может остаться без воды. Гидрометеорологическая и ледовая станции работают неудовлетворительно. Из-за неквалифицированных специалистов осветительный аппарат пришел в негодность и восстановлению не подлежит. В это время во Владивостоке хозяйничали японские интервенты, и организовать ремонт было невозможно. Беспокоили маячников и незваные гости. В 1918 году на остров высадился вооруженный отряд чехословаков. Они забрали керосин и пороховые заряды для пушки. После этого маяк перестал подавать туманные сигналы, так необходимые в ненастную погоду. 
 
После установления во Владивостоке советской власти все здания маяка были отремонтированы. В 1930-х годах навигационное оборудование пополнилось новой системой туманной сигнализации, радиомаяком и световым прожектором типа ВРА-60. На балконе башни смонтировали резервный осветительный ацетиленовый аппарат Ф-300 и аппарат специального назначения Ф-140. 
После Великой Отечественной войны маяк был реконструирован.
 
В настоящее время он представляет собой белую восьмигранную каменную башню с фонарным сооружением высотой 12 м у белого одноэтажного каменного здания. Маячный комплекс включает в себя, кроме светового маяка, светящего красным проблесковым огнем на расстояние до 20 миль, и радиомаяк. 
 

Маяк, как и остров, недоступны для свободного посещения.

Ссылки на статьи, обзоры и видео:
 
 

 


 

Источники:
2. Николай Литковец – «Маяки Приморского края»
3. А.Комарицын, В.Корякин, В.Романов – «Маяки России» (2001 г.)

 

Вид объекта: 
Интересное: 
Блок справа
Leave a comment