В 1890-х годах во Владивостоке приступили к разработке нового сухопутного оборонительного обвода. В 1894 году решено было построить пять временных укреплений "усиленной профили" на высотах к югу от Первой Речки, занять укреплением гору Русских на Русском острове (форт «Южный») и построить в качестве передовых долговременных укреплений на полуострове Муравьёва-Амурского два форта на высотах Седанки — «Северный» (№ 16) и «Северо-Восточный» (№ 17), и один на горе к северу от Первой Речки («Северо-Западный»).

 

К концу 1896 года под руководством начальника инженеров Владивостокской крепости полковника К.С.Чернокнижникова были составлены проекты этих фортов и утверждены командующим войсками Приамурского военного округа и главным начальником инженеров генерал-лейтенантом А.П.Вернандером. Среди прочих проектов (несуществлённых) были: создание непрерывной ограды вокруг батарей Голдобина, фортов на горе Великого Князя Алексея Александровича (Орлиное Гнездо) и на высотах близ бухты Соболь на полуострове Басаргина.

 

Форты представляли собой упрощённый вариант «форта Величко» 1890-х годов без закрытых и подземных помещений. Располагались они на удалении от бухт, что исключало бомбардировку их с моря и имели проектную толщину бетонных сводов не более 1,2 метра. Предполагалось что они будут защищать от попадания снарядов калибром в 6 дюймов. Капонир для обстрела межфортовых промежутков предусматривался только на форту «Северный», на остальных фортах они отсутствовали.

 

В 1897 году форты «Северо-Западный», «Северный» и «Северо-Восточный» разметили на местности и они начали приобретать форму полевых укреплений, начат постройкой форт «Южный», прокладывалась Центральная военная дорога от горы Варгина к долине реке Лянчихе (ныне — р.Богатая) и далее вдоль неё к северной оконечности Уссурийского залива. Но и-за проволочек с проектными документами строительство было задержано почти на пол-года.

 

Строительство, начатое было январе 1899 года, было однако остановлено по приказу военного министра генерал-лейтенанта А.Н.Куропаткина и для перепроектирования нового оборонительного обвода во Владивосток был командирован профессор Николаевской инженерной академии военный инженер полковник Константин Иванович Величко. При разработке этого проекта Величко решил выполнить линию обороны в виде сплошной ограды, расположенной почти вплотную к городу на расстоянии от 3 до 7 км от бухты Золотой Рог. Ограда представляла собой земляной вал и ров, фланкируемый с переломов вала, и прерывалась опорными пунктами (полудолговременные форты Буйницкого).

 

Однако, вопреки приказу военного министра, в 1900 году местная комиссия (во главе с К.С.Чернокнижниковым) пришла к заключению, что группа высот к северо-востоку от Владивостока (204, 200, 153 и 217) может рассматриваться как передовая позиция. Это позволило сохранить недостроенные форты  «Северный» и«Северо-Восточный» в качестве передовых позиций, что помогло в годы Русско-Японской войны.

 

____________________________________

По утверждённому 18 февраля 1900 года плану предполагалось построить форты № I (бывший форт «Северо-Западный») и № IV (расположенный в 2 км впереди главной линии обороны), укрепления №1, №2 и №3, Сапёрный редут № 4 и редут № 5, люнеты №1, №2 и №3. На Русском острове предполагали построить форт № V на горе Русских (бывший форт «Южный») и укрепление № 4 на Сапёрном полуострове.

 

Один из фортов — «Северо-Западный» — был сохранён с включением в новый оборонительный обвод. Строительство было начато в 1898 году, в 1899 году прекращено. Бывший форт «Северо-Западный» (№ I) оказался важнейшим опорным пунктом на западном участке ограды. Впоследствии он стал называться фортом Графа Муравьева-Амурского.

 

 

План Северо-Заподного форта

План форта «Северо-Западный» на горе Муравьёва-Амурского. По рисунку В.И.Калинина на основе плана из РГВИА (ф.349,  оп.8).

____________________________________

 

 

В 1902 году по приказу военного министра нумерацию фортов изменили. Номера бывших фортов «Северный» (№ II) и «Северо-Восточный» (№ III) упразднили. Форт № V стал фортом № III и получил название форт«Русских».

 

При проектировании форта Русских (бывший форт «Южный») на горе Русских (о.Русский) Величко сохранил  трапециевидную форму и каземат дежурной части под напольным валом, но поменял одиночный и двойной кофр местами и объединил казематы, предназначенные для обстрела горжевого рва, и павильон ворот в единый бетонный массив с вновь запроектированной горжевой казармой на две роты пехоты. Автором первоначального проекта, утверждённого в 1896 году, был военный инженер капитан А.П.Романович.

 

План форта Южный

План форта «Южный». Проект 1897 года.       Рис. С.А.Воробьёва по материалам РГВИА.

(bgгоржевой мост; c – казарма; g – каземат для обстрела горжевого рва; am – пороховой погреб; b – барбет; s – каземат дежурной части; a – кофр).

____________________________________

 

 

 

Линия обороны проекта 1899 года, проходящая в 3—7 км от города, не могла обезопасить порт от бомбардировки с суши. Поэтому уже осенью 1904 года комендант крепости генерал-лейтенант Д.Н.Воронец приказал остановить все работы на линии проекта 1899 году и перенести линию обороны на 5—7 км к северу в район бывших фортов «Северный» и «Северо-Восточный». На этих фортах, сохранённых по предложению К.С.Чернокнижникова в качестве передовых позиций, в спешном порядке стали сооружать пещерные убежища, вырубая их в скалах. На других высотах также спешно возвели полевые позиции.

Под всеми долговременными сухопутными укреплениями на полуострове Муравьева-Амурского также устраивались пещерные убежища, безопасные от ударов 11-дюймовых бомб. Для этой работы, где только можно, были одолжены паровые и воздуходувные машины. Бетонные сооружения прикрывали котельным железом для преждевременного детонирования неприятельских снарядов; им же пытались укрепить своды изнутри, чтобы защититься от отколов бетона. Впереди сухопутной линии обороны установили проволочные заграждения, устроили засеки и ряды волчьих ям, заложили несколько групп управляемых фугасов.

 

 

 

Форт «Северный» (был начат постройкой в 1987 году на горе Проценко. Сметная стоимость составляла 290 тыс. 743 рубля. Предполагалось иметь на нём гарнизон в 400 человек (стрелков и артиллеристов). Было произведено некоторое количество земляных работ, вырыты рвы.

 

Как форт № II по новому проекту строился с сентября 1904 года по октябрь 1905 года. Стоимость — 841 721 рублей. Гарнизон предполагался 2 роты пехоты и 1 взвод артиллерии. Были отсыпаны валы и траверсы, построены блиндажи и ниши. Были приготовлены орудийные гнёзда (для четырёх 6-дюймовых пушек в 190 пудов и четырёх полевых орудий), четыре бетонных павильона для пулемётов, патронный погреб. Проложены кабели для телефона и телеграфа.

 

Во время Русско-Японской войны в его горже были вырублены тоннельные убежища, которые впоследствии были укреплены и использованы при строительстве форта №4 проекта 1910 года, но одно убежище пещерного типа в систему сооружений нового форта включено не было.  Также сохранились каменные конструкции недостроенного убежища дежурной части.

 

Фотографии Форт №II

Фотографии Форт №II

 

Форт «Северо-Восточный» строился на горе Варгина (высота 217), наивысшей в пределах крепостного района.  Но, так как форты этого проекта были признаны слишком удалёнными от Владивостока, строительство было прекращено в 1899 году.

 

В 1904 году недостроенное укрепление было вновь занято и предприняты попытки его усиления — постройка форта III. Строился с сентября 1904 года по октябрь 1905 года. Стоимость — 841 463,75 рублей. Гарнизон предполагался 2 роты пехоты и 1 взвод артиллерии. Вооружение — четыре полевых орудия и четыре пулемёта в бетонных павильонах. Были отсыпаны валы, траверсы. Сделаны траншеи, блиндажи, ниши, два патронных погребка, три бетонных сарая под электроосветитель и продовольствие, пулемётные павильоны. Проложен кабель связи. Начаты работой колодец водоснабжения, 4 вентиляционных колодца, ход сообщения в тыл, пещеры.

 

Комиссии по выработке нового плана укреплений (1906-1908 годах) было предложено построить на этой стратегической высоте форт. Было много разногласий и споров. И всё же по проекту 1910 года здесь был впоследствии построен самый мощный форт крепости — форт № 2. Часть тоннельных укреплений, вырубленных во время Русско-Японской войны, П.П.Унтербергером была включена в систему сооружений и укрытий форта. Например, одно из пещерных убежищ было переоборудовано в тоннельную казарму, к которой примкнула затем казематированная казарма. Сохранились также две построенные в 1905 году железобетонных пулемётных будки, которые впоследствии использовались как наблюдательные пункты для корректировки огня. 

 

Фотографии Форт «Северо-Восточный»

Фотографии Форт «Северо-Восточный»

Объекты: 

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.