Кипарисовский тоннель

Кипарисовский железнодорожный тоннель
 

Расположен на 9236 километре Транссибирской магистрали между железнодорожной станцией Сиреневка и ж/д остановочным пунктом 9237 км (Надеждинский район). Иногда тоннель ещё называют Сиреневским.         Викимапия.

Тоннель был построен в 1916 году. В то время в связи с широкомасштабным развитием Уссурийского края по Транссибу и по КВЖД возрасли объёмы перевозок. А Уссурийская железная дорога (УЖД) была в аренде управления КВЖД. И в процессе реконструкции участка пути от Владивостока до Никольск-Уссурийского для удобства на перегоне КипарисовоНадеждинская, через Кипарисовский перевал южных отрогов Сихоте-Алиня был построен двухпутный тоннель. Строительство шло с 1914 по 1916 год военными строителями с использованием труда переселенцев и ссыльных. Тоннель подковообразного очертания имеет кривую с радиусом 200 метров. Обделка выполнена из бутовой каменной кладки и, частично, из монолитного бетона. Общая длина тоннеля 945 метров.
Основным недостатком этого тоннеля являлась негабаритность — ширина междупутья менее 4500 мм. 
 
В 1964 году был произведёна попытка капитального ремонта тоннеля. В процессе работ предполагалось: отремонтировать естественные разрушения, усилить обделку, пробить дренажную штольню и восстановить водоотливные сооружения, ликвидировать негабаритность. Однако далеко не всё из этого перечня было осуществлено, в том числе не была исправлена негабаритность. 
 
В 1992–1995 годах было принято кардинальное решение — рядом с существующим тоннелем построить новый однопутный тоннель.
К 2000 году рядом со старым тоннелем построили в обход однопутный тоннель. Строительство велось Дальневосточной горностроительной компанией, обошлось оно железнодорожникам почти в 200 миллионов рублей. Конструкция тоннельной обделки выполнена из монолитного железобетона и также имеет подковообразное очертание. Общая длина тоннеля 952 метра. Тоннель оснащен комплексом обустройств: системы вентиляции, электроосвещения, водоотвода, дренажные, эксплуатационные (ниши, камеры). 20 октября 2000 года по новому Кипарисовскому тоннелю прошёл первый поезд.
 
Фото из фотогалереи Транcсибирской магистрали и востока России – открытие нового хода тоннеля (западный портал, осень 2000)
 
 
После сдачи нового тоннеля в эксплуатацию движение поездов обеспечивалось сначала одновременно по двум направлениям. Затем движение поездов осуществлялось по обоим тоннелям в чётном и нёчетном направлениях. Старый тоннель эксплуатировался как однопутный.
После ввода нового тоннеля в постоянную эксплуатацию предлагалось реконструировать старый тоннель, превратив его также в однопутный. Закрытие его работы предполагалось на 2 года. Но реконструкция старого тоннеля была отложена. 
 
Но всё же реконструкция была проведена, но уже в период 2013–1014 годов. Начато строительство в сентябре 2013 года. Тоннель реконструировался под нечётный путь. В этот период движение на участке осуществлялось только по новому однопутному Кипарисовскому тоннелю.
Работы по реконструкции предполагали переустройство старого тоннеля с двухпутного на однопутный: 
- доработка основания тоннеля и сооружение обделки с внутренним очертанием под габарит «С»;
- устройство гидроизоляции и заобделочного дренажа по всей длине тоннеля;
- переустройство пути на бесстыковой путь на щебне;
- переустройство подходов к тоннелю;
- замена систем водоотводов в основании выемки и над тоннелем;
- устройство контактной сети, устройств сигнализации, систем энергоснабжения и связи.
 
 
Фотографии Владилена Подвизного с сайта группы компаний «СК МОСТ» периода реконструкции:

 
Генеральным подрядчиком выступило ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ». Ремонтные работы вёл ООО «Тоннельный отряд-12»  Бамтоннельстроя. Общий объем инвестиций на реконструкцию составил 1,42 млрд. рублей.
Обновленный тоннель имеет внутреннее очертание под современные габариты и обеспечивает безопасный и гарантированный пропуск поездов с максимально установленными скоростями движения. Техническая возможность по работе двух Кипарисовских тоннелей (чётного и нечётного) составит 122 пары поездов (грузовых и пассажирских). 
13 ноября 2014 года состоялось открытие реконструированного "старого" тоннеля с торжественным митингом. 
 
 
Видеосюжеты о Кипарисовском тоннеле:
 
 

 


 

Использованные материалы:

1. Описание тоннелей Транссиба с сайта Дальневосточного Государственного университета путей сообщения;

2. Сайт группы компаний «СК МОСТ»;

3. Сайт, посвящённый Транссибирской магистрали.

1 Комментарии
  1. Аватар пользователя Гость
    Янв 10, 2015

    Жаль, что не совсем выдержан стиль старого тоннеля. Так только, по мотивам.....

Leave a comment