Аэродром Отомари, Корсаков

Заброшенный аэродром Отомари (Корсаков,Сахалин).

 
Аэродром имееет одну бетонную взлётно-посадочную полосу размерами 1200 х 80 метров без рулёжной дорожки и земляные стоянки (капониры).
 
Из истории.
Во время операции по захвату Южного Сахалина советскими войсками, 25 августа 1945 года в 11.50 на аэродроме Отомари приземлились три летающие лодки PBY-5A "Каталина" с десантниками, а следом за ними — шесть Ил-2 под командованием капитана И.С.Бурдыкина, шесть Як-9Д майора Б.А.Новикова и ещё одна "Каталина". К этому времени город уже контролировался советскими десантниками. После окончания боевых действий с Японией 59 иап был передислоцирован на этот аэродром, где вошёл в состав 16 сад ВВС СТОФ (55-й полк бомбардировщиков на самолётах Пе-2 с аэродрома "Постовая" и 59-й истребительный полк подполковника Нехамина на самолётах американского производства "King Cobra" Р-63   или "авиакобра").   Источник 
 
Базирование.
С января 1947 года 59 иап был передислоцирован на аэродром Корсаков (ех-Отомари).
С 05.06.1952 года полк был перевооружён на реактивные самолеты МиГ-15.
С 12 мая 1953 года 59 иап был передан из 692 мтад (бывш. 16 сад) в 15 иад ВВС 7-го ВМФ . 
В середине 1950-х годов полк перевооружился на истребители МиГ-17.
01.09.1960 года в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 59 иап 15 иад ВВС ТОФ на аэродроме Корсаков был расформирован.  Источник 
 
    "Корсаков в 50-е годы был базой морской авиации, которая располагалась на месте бывшего японского аэродрома.  Личный состав этого авиационного гарнизона носил
морскую форму с голубыми петлицами и кантами. В систему аэродрома также входили дороги и укрытия,  расположенные между городом и поселком Нечаевка.  В советское
время на окраине города у дороги,  ведущей к аэродрому,  был построен жилой городок, который называли авиационным. По дороге на маяк можно было также видеть казармы технических служб и площадки,  на которых стояли самолёты,  используемые для подготовки технического состава. 
За работой аэродрома я не раз наблюдал с маячной сопки,  с которой была видна взлётная полоса.  С неё одна за другой уходили в небо серебристые  «металлические
птицы». Даже люди, знающие законы аэродинамики, с восторгом наблюдают за полётом самолёта,  но при этом отказывают своему сознанию в рациональности происходящего. 
    Мне трудно судить о типе эксплуатируемых на аэродроме машин, но, вероятно, это были МиГ-15 и/или МиГ-17. 
На одной из возвышенностей,  что окружали аэродром,  постоянно работала радиолокационная установка с вращающейся антенной.  Она контролировала небо
вверенного района, обшаривая его уголки.  
    Склоны маячной сопки хранили не только тайны обвалившихся укрытий,  но и транспортного  «Дугласа»,  который по неизвестной причине не дотянул до посадочной
полосы и совершил вынужденную посадку в леске на окраине аэродрома.  От машины остались остов корпуса и часть его обшивки,  крылья,  колонка штурвала и педали
управления.  Каждый мальчишка,  посещавший этого  «воздушного неудачника», обязательно садился на место пилота и представлял себя в летательном аппарате, уносившего его к облакам, проплывающим в небе. Интересная картина открывалась перед теми,  кто попадал на окраину аэродрома рядом с Нечаевкой — одна из аэродромных площадок служила кладбищем винтовых истребителей.  Эти покорители неба доживали свой век и наблюдали с земли за реактивными собратьями. Наша мальчишеская компания раза два посещала это место. Мы забирались в кабины стремительных машин и двигали ручки управления.  Площадка охранялась сонным часовым.  Он прогонял нас,  но оставленные человеком самолёты манили красотой форм и загадками прошедшего времени. 
      В небе над заливом ревели не только турбины реактивных самолётов,  но и слышалась стрельба авиационных пушек,  из которых летчики поражали неуклюжую и
неповоротливую воздушную мишень — «колбасу».  Этот странный летальный агрегат появлялся в воздухе на привязи у самолёта-буксировщика. 
После сокращения армии истребители перестали базироваться на аэродроме.  Их место заняли вертолёты Военно-морского флота. Казармы превратились в жилые бараки."
 
Затем на аэродроме был развёрнута Отдельная противолодочная авиационная эскадрилья - 46  ОВПЛАЭ. Ми-14 (30 ед.), Ми-6/Ми-8 (10 ед.).
 
Ещё одно описание (Источник):  
"Что тут было раньше не скажу. Но когда я приехал сюда в 1976 году, это был аэродром для вертолётов МИ-6, их было около 9 шт. В части было около сотни военнослужащих. Два штаба, 1 казарма, 1 клуб (он же библиотека и сан.часть) и столовая. Все эти здания снесены, а жилые дома, стоявшие вокруг, остались и сейчас. Фундаменты зданий видны с спутника. Много было мелких поземных складов и оборонительных сооружений. Но все были ложными и фанерными, хотя смотрелось великолепно. Особенно системы ПВО прямо настоящие, но как только приблизишься, понимаешь, что это развод. И часть эта тоже была чисто транспортная, ни одного боевого орудия не было. Вертолёты просто делали облёты территории. Так же к этой части относился гидроаэродром "Чебисан" у поселка Озёрное и запасной аэродром грунтовый. Но никакой боевой техники там не было. Охранялся парой матросов. Стоял гараж ещё с машинами связи и генератор, но назвать это гаражом сложно, так как не было дверей, а только навес. Ну и склад открытый ГСМ.  Так что возле "Вертолётки", как вы сейчас её называете, ничего интересного не было. Но когда эскадрилию списали, эти вертушки там и бросили в количестве восьми штук. Но не на аэродроме, а рядом в овраге. Я полностью властвовал над ними будучи восьмилетним ребёнком.
 
В 1994 году вертолётчики покинули аэродром.
 
 
Сейчас бетонку используют для обучения вождению,а капониры вокруг нее для шашлыков и стрельбы.
 
 

ВПП  1200 м на 80 м:

А вот из чего состоит ВПП —

Где-то ближе к середине на краю полосы есть небольшая "подземка":

Назначение её остается неустановленным

Но от неё очень пахнет ГСМ-ом

Крутой градус вниз —

Водная преграда

Сверху есть труба, может вентиляция, может под перископ —

Также недалеко от аэродрома есть гаражные боксы для машин связи с полуподземным пунктом управления и наблюдательным пунктом:

Он сильно разрушен, но тем не менее что-то осталось —

Внутри также разруха:

Наблюдательный пункт:

По периметру находятся бетонные окопы:

Открытый склад ГСМ:

Капониры земляные, во всех скинуты ракушки:

Везде сплошные развалины:

Со стороны моря аэродром прикрывает группа СПС-ов:

Природа окружающая аэродром:

9 Комментарии
  1. Аватар пользователя Владимир
    Апр 05, 2013

    Раздолье ...для малой авиации

  1. Аватар пользователя Шуйский Юрий Олегович
    Июл 12, 2013

    дух захватывает

  1. Аватар пользователя Денис
    Июн 19, 2014

    Теперь его называю "Пушистый" и собираются передать от МО гражданской организации Экстремальных видов спорта. Сейчас рядом оборудовали трассу для мотоциклов "эндуро" все выходные ревут и по дачным дорогам гоняют. Существуют подземелья еще японские под аэродромом я сам находил действующие отдушины там ( тяга есть), говорят что в КГБ были карты... и что там склады запчастей для японских самолетов.

  1. Аватар пользователя Мушавер-техник
    Янв 16, 2015

    1983-1987 г.г.служил в МСП ( дачное) .. Севернее Корсакова был " район развертывания ...ППЛС, ППТ , КП .. Все в чистом поле , а могли бы использовать сооружения " аэродрома".

  1. Аватар пользователя Семен
    Июл 29, 2016

    Я служил в 1955-1958 в 109 дивизионе радио-светообеспечения, который обслуживал 59 иап. Командиром полка был подполковник Федянин, командиром дивизиона сначала майор Бородин, затем капитан Кадников. В моей памяти сохранилось ряд интересных сведений о службе, быте и сослуживцах. Если это для кого-либо интересно, то дайте мне знать. С уважением Семен Гельфер

  1. Аватар пользователя Александр корсаков55
    Окт 06, 2016

    Очень и очень интересно

  1. Аватар пользователя Виктор.
    Авг 06, 2017

    г-н Гельфер. Здрастуйте. А Вы не знаете, почему этот аэродром называется "Пушистый". Никак не могу выяснить. С уважением.

  1. Аватар пользователя Валерий
    Авг 04, 2016

    Я служил на этом аэродроме 1975-1977гг. Очень больно смотреть эти фото. Как после войны.

  1. Аватар пользователя Александр Каргаполов
    Июл 28, 2017

    Валерий, доброго дня! Вы помните кого-нибудь из офицеров и прапорщиков того аэродрома? Мой отец там служил, прапорщик (а может в то время уже старший) Каргаполов Петр Дмитриевич. В 1986 году ушел на пенсию и мы уехали в Омск. Я волею случая побывал в Корсакове в 2007 году, от гарнизона на тот момент уже почти ничего не оставалось, а недавно узнал, что и наши дома по Экипажной улице (Толстого) снесли

Leave a comment