Позиция БАЖД «Гнилой Угол»

Данная огневая позиция для железнодорожной артиллерии была построена первой в 1932–1933 годах. Позиция расположилась в долине речки Объяснения, куда проложили специальную железнодорожную ветку, соединившую позицию с базой железнодорожной артиллерии «Первая Речка».

     На станции «Площадка» построили три бетонных основания для 356-мм железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-14. Стоит заметить, что в береговой обороне Владивостока это были орудия, имевшие наибольший калибр. Даже знаменитая батарея № 981 "Ворошиловская" уступала орудиям Ж/Д батареи № 6 в этом аспекте. Также эти мощнейшие орудия могли вести огонь на дальность до 51 км. 

     В ноябре—декабре 1933 года батарея № 6 из трёх пушек ТМ-1-14 была переброшена из Ленинграда во Владивосток. Перегоном тяжёлых артиллерийских систем по маршруту Ленинград—Череповец—Вологда—Вятка— Пермь—Омск—Красноярск—Иркутск—Чита—Хабаровск и до станции Первая Речка, руководил военный инженер Бакулин. Переброска проходила в тяжелейших условиях. Из-за плохого состояния железнодорожных путей к востоку от Урала перегон проводили зимой, когда мороз несколько укрепил грунт железнодорожных насыпей. Транспортёры не вписывались в габариты тоннелей, а их вес намного превосходил все существовавшие тогда нормы эксплуатации мостов и путей. Слабые места пути усиливали дополнительными опорами, заменяли лопнувшие рельсы. На кривых и в тоннелях пришлось в ряде случаев пути перекладывать заново по габаритам транспортёров. В Забайкалье, где состояние пути было особенно плохим, пришлось перевести эшелоны на встречный путь, который был менее разбит. Иногда эшелоны проходили в сутки не более 200 километров. 17 декабря 1933 года транспортёры прибыли на базу «Первая Речка», откуда перешли на постоянную закрытую позицию «Гнилой Угол». Бетонные основания имели размер 16х16 метров; они обеспечивали возможность стрельбы установок на 360°. 

    Под командный пост 6-й батареи приспособили казематы бывшей 10-дюймовой батареи «55-й высоты», под командирскую рубку использовали сохранившийся дореволюционный дальномерный павильон, а новый восьмиметровый дальномер установили на открытой бетонированной площадке.

    Батарея постоянно участвовала в учениях. Так, в феврале 1942 года на полигон в район станции Петровка в Шкотовском секторе Береговой обороны (впоследствии Суходольский рубеж АСБО) для отработки стрельбы по суше выходил третий транспортёр этой батареи. Проводились только стволиковые стрельбы, в ходе которых велась подготовка к полноценной калибровой стрельбе. 26-28 февраля 1942 года третий транспортёр отработал учебно-боевую задачу по поддержке войск, обороняющихся на передовом рубеже АСБО от противника, атакующего со стороны долины р.Суйфун. Подходящая железнодорожная ветка, отходящая в восточном направлении перпендикулярно основной Транссибирской магистрали, имелась в районе станции Кипарисово, откуда и была произведена стрельба, как стволиковая, так и калибровая. Огонь корректировали с выносных постов. Хотя огневая позиция находилась на расстоянии 4 км от Кипарисово, на станции было разбито 222 оконных стекла. 19 октября 1943 года была проведена аналогичная стрельба с одного из путей разъезда «1945-й километр», причём корректировку стрельбы осуществляли с самолёта. Так же корректировка с самолёта использовалась при проведении уникальной загоризонтной стрельбы батареи.  

    В нынешнее время огневая позиция батареи оказалась на территории ТЭЦ-2. Сооружения, использовавшиеся под КП батареи частично находяться на территории действующей в/ч на Тихой. 

 

Одна из установок батареи (фото 1935 г.)

Синим обозначена огневая позиция батареи, красным – КП

 

Из истории создания транспортёров ТМ-1-14:

Впервые идея поставить эти орудия на железнодорожные установки возникла в 1927 году, но тогда из Главного артиллерийского управления пришёл ответ, что решение по данному проекту не вынесено. Получилось это из-за показавшейся излишней смелости подобного решения. И не совсем было понятно, какие задачи может решать подобная артсистема.
Тем не менее спустя буквально несколько лет, в 1931 году, была закончена разработка проекта установки «четырнадцитидюймовок» (произведённых до революции в Англии на заводе Виккерс) на жд платформы. Первый транспортёр будущей 6й батареи был собран в мае 1932 года. В том же году транспортёр был испытан на полигоне под Ленинградом. При этом перед переброской на место испытания пришлось проверить надёжность единственного на пути моста, который должен был пересечь транспортёр весом почти в 400 тонн. 
В этом же году во Владивостоке и поблизости от него развернулось активное железнодорожное строительство для железнодорожных батарей, которые должны были вскоре прийти сюда для усиления береговой обороны. Строились новые жд ветки. Для батарей калибром 305мм и 356мм было построено четыре стационарные позиции с бетонными основаниями: одна позиция для 356мм батареи N6, одна позиция для 305мм батареи N7 на полуострове Эгершельд, две для такой же батареи N8 под Дунаем и Подъяпольском. В долине Первой речки оборудовали базу для жд артиллерии.
В начале 1933 года начали подготовку к переброске 356мм железнодорожной батареи во Владивосток. Габариты транспортёров, а также их вес, вызывал некоторые сомнения в успехе операции. Пробный перегон батареи был произведён по маршруту Лебяжье – Псков – Лебяжье, которые прошёл без происшествий. Помимо этого транспортёрам периодически приходилось делать рейсы с испытательного полигона на Ленинградский металлически завод. Эти перегоны также были использованы для испытания путей и понимания, как установки могут повлиять на пути. Во время испытаний на некоторых участках скорость поднималась до 59 км/ч. Также был имитирован сход транспортёра с путей для отработки подобной ситуации при перегоне.
Летом того же года комиссия Штаба РККА сделал выводы о том, что батарея может быть переброшена на Дальний Восток. Подготовка к этому была начата в июле. Вариант движения через Москву был отвергнут из-за оживлённости на этом пути. Помимо этого оказалось, что более короткий путь через Череповец и Вологду. Затем батарея должна была пройти через Вятку, Пермь, Омск, Красноярск, Иркутск, Читу и Хабаровск. Финальной точкой пути должна была стать станция Первая речка, на которой находилась база жд артиллерии. 
После всей подготовки 3 ноября в 12.30 первый транспортёр в составе железнодорожного эшелона вышел в путь. Через сутки на маршрут выдвинулись второй и третий транспортёры. Состав каждого эшелона составлял 22 единицы: транспортёр, вагоны с необходимым ему оборудованием, вагон-штаб, вагон-клуб, вагоны для личного состава, продовольствия и тд. В сутки удавалось проходить не более 350 км, а скорость не превышала 25 км\ч. 
Разрыв в сутки между движением эшелонов был необходим для осмотра путей после прохождения первого и обеспечения безопасности в случае повреждения путей. На участке Череповец – Вятка был обнаружен лопнувший рельс и трещину в одной из балок моста через реку Унша. Из-за возникавших на пути проблем расстояние, пройденное за сутки, падало до 200 км. В Забайкалье вообще пришлось перейти на встречные пути из-за их лучшего состояния. Неоднократно приходилось делать остановки для укрепления путей. 

Спустя полтора месяца батарея прибыла во Владивосток на базу жд артиллерии. В дальнейшем, после строительства тоннеля им. Сталина, была переброшена на место своей стационарной позиции, именовавшейся станция «Площадка» (Здесь мной в тексте увы допущена ошибка из-за нехватки точной информации. На позицию как оказалось батарея зашла в 1933 году по ветке вдоль Золотого Рога. Об этой оплошности мне указали в комментариях), которая находилась на территории, которую сейчас занимает ТЭЦ-2. 
Стационарная позиция давала возможность вращаться установке на 360' и вести огонь в любом направлении. На позиции размещались три бетонных основания для каждой установки, на которую она устанавливалась с убранными колёсными тележками. При этом основания были унифицированы для разных систем, что позволяло использовать одни и те же позиции для всех типов железнодорожных артиллерийских установок калибром 305мм и 356мм. Что давало возможность при необходимости перебрасывать батареи с одной позиции на другую.
Командный пост батареи был размещён в бетонном массиве крепостной батареи 55 высоты, расположенной у бухты Тихой. При этом фронтальная часть погреба боезапаса была раскопана и к нему пристроили дополнительное помещение с противооткольной защитой покрытия. Для управления огнём приспособили рубку дальномера батареи. Под запасной же командный пункт использовали недостроенную 305мм башенную батарею N308, которая находилась неподалеку от батареи 55 высоты. А ближе к урезу берега был сооружён туманный пост батареи.
За период службы батарея активно проводила учебные стрельбы. При этом отрабатывались как самостоятельные действия, так и во взаимодействии с другими войсковыми соединениями. Так в феврале 1942 года третий транспортер отработал учебно-боевую задачу по поддержке войск. По легенде учений, войска оборонялись от противника, атакующего со стороны долины р. Суйфун. Подходящая железнодорожная ветка, отходящая в восточном направлении перпендикулярно основной Транссибирской магистрали, имелась в районе станции Кипарисово. Отсюда и была произведена стрельба. Хотя огневая позиция находилась на расстоянии 4 км от Кипарисово, на станции было разбито 222 оконных стекла. В октябре 1943 г. была проведена аналогичная стрельба с одного из путей разъезда «1945-й километр», причем корректировку стрельбы осуществляли с самолета. Помимо этого один из транспортёров батареи проводил учебные стрельбы с позиции «Эгершельд», что привело к ущербу для находившихся рядом с позицией домов – было выбито много стёкол. 
Вся переброшенная во Владивосток в начале 30х годов жд артиллерия позволила быстро усилить оборону главной базы Тихоокеанского флота. Большая часть батарей прослужили до начала 1960х годов, когда были расформированы, а матчасть разделана на металлолом. Из всех 305мм и 356мм батарей 6я была переброшена первой на Дальний восток. И именно с её позиции в 1959м году последний раз велся огонь железнодорожных орудий. 

Фото испытаний артустановок под Ленинградом перед отправкой на Дальний Восток (из архива музея ТОФ):

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Комментарии
  1. Аватар пользователя Игорь
    Июн 16, 2020

    Нет такого в топонимике города "полуостров Эгершельд" - есть "мыс Эгершельд на полуострове Шкота"

Leave a comment