Завод 4040

В настоящий момент над объектом построены опоры моста через бухту Золотой Рог. Нижние входы и верхние шахты засыпаны землёй, объект полностью недоступен.

Информация ВДК:

Объект расположен в районе ул. Пушкинской и Светланской. Глубина заложения от 15 до 26,8 м (примерно). Протяженность около 270 метров. Количество уровней — 3. Количество выходов  5, из них один аварийный. Принадлежность ТОФ. Среди объектов реестра ФГУП "Ростехинвентаризация" (БТИ) не значится. В настоящее время законсервирован по соображениям безопасности.

ИСТОРИЯ. Возводился в 1940-х годах в режиме строжайшей секретности силами батальона Особого железнодорожного Корпуса НКПС (ни зэки, ни пленные японцы, ни генерал Карбышев к строительству объекта отношения не имеют).

Долгие годы данное сооружение являлось вторым по вместимости защитным сооружением МПВО в городе (после объекта № 1 могло укрыть 2200 рабочих 202 завода им. Ворошилова (Дальзавод)Объект 4040 (этот индекс упоминается в документах КТОФ и обмерочной схеме за 1981 год) изначально строился как убежище для особо ценного оборудования, а также как убежище для рабочих и два запасных цеха 202 завода, а также электростанция и запас топлива. 

С тех пор завод несколько раз перестраивался и реконструировался. После войны (а скорее всего - в конце 1950-х годов) был передан КТОФ, использовался до 1982 года как овощехранилище, а затем начал переделываться флотом в убежище (вероятно, 178-го Судоремонтного завода и войсковой части на 37-м причале). Реконструкция не была завершена, завод бросили недостроенным и законсервировали вероятнее всего в 1989 году. В 1990-е годы решетки на нижнем входе были спилены, и сюда начали проникать все, кому не лень. В 2001-2002 годах "чёрные металлисты" начали незаконный демонтаж металлической обшивки завода и остатков вентиляции, эти действия были приостановлены после засыпки грунтом одного из входов. Объект представлял серьёзную опасность для жизни и здоровья людей ввиду недостроенности и криминальности.

КОНСТРУКЦИЯ. Нижняя, наиболее обширная по площади помещений, часть представляет собой два паралельных коридора, тянущихся вглубь горы Орлиное гнездо на 270 метров, и соединяющихся полукругом. Между ними — перпендикулярные соединяющие галереи, по бокам — вспомогательные помещения, большой вентиляционных блок, многоместные туалеты. Стены объекта были обшиты листами оцинкованного железа, окрашенного в тёмно-красный цвет (в эстетических целях). После нашествия "чёрных металлистов" остались только фрагменты обшивки. Снизу имеется 4 лестничных перехода в 2 параллельных друг другу зала (длина каждого около 100 метров, ширина — около 12 метров, высота — более 4 метров), соединенные между собой арочной потерной. Также из вент. блока ФВК через противовзрывное устройство идет узкий наклонный подземный ход в вертикальный ствол шахты забора воздуха, она же являлась аварийным выходом (на стене смонтирован скоб-трап). Вентрешетка, закрывающая шахту, располагалась возле музыкального училища. Проход из нижних помещений к верхним выходам (на ул. Пушкинскую) осуществлялся через шахтный бетонированный ствол прямоугольного сечения, в котором установлена многосекционная металлическая лестница (до конца 1970-х годов здесь работал грузовой лифт-подъемник).

Верхний уровень представляет собой бетонированный недостроенный зал с двумя арочными выходами на улицу Пушкинскую с проложенными по полу рельсовыми путями для подачи продукции. До середины 1980-х годов, т.е. до начала масштабной реконструкции, по тоннелям до лифт-шахты была проложена узкоколейная железная дорога (для транспортировки оборудования и грузов). Об этом свидетельствовали ниши в стенах для укрытия рабочих завода, которые там прятались на время прохода вагонеток. Также до момента перестройки объект имел два этажа: производственные цеха имели высоту до 7,5 метров, и только в середине 1980-х годов их разделили пополам межэтажными перекрытиями. Боеприпасы, оборудование и прочее подвозили на грузовиках ко входам на ул. Пушкинской, где была специальная грузовая платформа из дикого камня. Здесь с машин груз перемещали на платформы-вагонетки и далее транспортировали к лифту. Объект никоим образом не соединяется ни с каким другим подземным объектом в центре города, сугубо локален и тем более, не уходит под землю на многие километры, как считают досужие обыватели.

ОСОБЕННОСТИ. Зимой натечная вода образовывала здесь причудливые ледяные столбы и целые ледяные комнаты, казалось, будто попадаешь в царство Снежной королевы.

Схематичный план.

 

Пушкинский сквер

1956 год —

Улица Пушкинская 1960-х годов —

Во дворах улицы Пушкинской, начало 1960-х —

Улица Пушкинская, декабрь 1972 года

 4040 0

2004 год —

Верхний портал (шахта) спуск в подземный завод на Лазо 4040

 

Фотографии периода 2007–2009 годов:

Нижний «вход» с ограниченными габаритами — 

alt

alt

alt

Нижний уровень  —

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

  alt

Торцевой участок нижнего уровня. За стенкой резервуарное помещение, к которому ведёт небольшой лаз на высоте нескольких метров — 

 alt

alt

alt

alt

Второй уровень —

alt  

alt

alt

 alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

 Лестничный подъём к верхним входам на ул.Пушкинской —

alt

alt

alt

Вентиляционное отделение —

alt

alt

alt

Переход к подъёму аварийного выхода возле художественного училища —

alt

alt

alt

  alt

Верхние входы на улице Пушкинской —

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

 Многообразие ледяных натёков в зимнее время  —

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

alt

 

В 2008 году был начат постройкой мост «Золотой» (через залив Золотой Рог). Мостовые опоры пришлись по линии подземного сооружения, благо их поставили над скальными участками соружения. В конце октября 2008 года портал нижнего входа был засыпан и над ним пролегла дорога.

Кадры за пару дней до:

На 2013 год это место выглядит так:

Впоследствии, в процессе строительства были засыпаны и верхние входы.

Сейчас стройплощадки в районе верхних входов уже нет и можно видеть такую картину:

18 Комментарии
  1. Аватар пользователя местный
    Мар 13, 2013

    Попасть щас реально любым путём?

  1. Аватар пользователя Сергей
    Июн 19, 2013

    А решетка , которая выходила возле училища, тоже завалена?

  1. Аватар пользователя hajoff
    Июн 20, 2013

    Скорее всего на ней лежит бетонная плита. В общем в зоне видимости решётки точно нет


  1. Аватар пользователя федор
    Июн 17, 2014

    я там лазил в 1998году прикольное сооружение

  1. Аватар пользователя Александр
    Окт 26, 2014

    Может соберемся народом до откопаем один из входов?? все таки достопримечательность нашего города, а нас так лишили ее некрасиво. да и форт Линевича бы вход откопать:(

  1. Аватар пользователя hajoff
    Окт 27, 2014

    Форт Линевича вроде копать не надо, от мусора вход в потерну к кофру уже раскопали) А вот на счёт 4040..думаю желающие его копать есть. Но насколько это вообще законно))


  1. Аватар пользователя Гость
    Окт 27, 2014

    Думаю что законно это невозможно, никто не даст разрешения. Да и за незаконные раскопки врят ли будет какое то существенное наказание. Статья 7.21 Закона «Об административных правонарушениях в Приморском крае» за несоблюдение муниципальных правовых актов в сфере благоустройства предусматривает для граждан штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

  1. Аватар пользователя Гость
    Окт 27, 2014

    Может еще какие статьи подходят, хз, не разбираюсь в юридическом...

  1. Аватар пользователя 777
    Ноя 21, 2014

    теоретически ст 330 УК РФ самоуправство

  1. Аватар пользователя Антуан
    Ноя 20, 2014

    тут где фотографии, там где дорогу проложили, руками раскопать не реально. Где еще входы были? написано же что 5 выходов. может хоть где то один более реально раскопать?

  1. Аватар пользователя Андрей12121995
    Янв 31, 2016

    Так и не поменялось не чего,всё не как не пролезть?!

  1. Аватар пользователя Паша21
    Июл 25, 2016

    Бывал я там в 2006 но не до конца обследовал,а вход открыть нужно!

  1. Аватар пользователя Роман 111
    Янв 24, 2017

    Вход есть. Он находится в автомойке 555 рядом. Работники говорят, специ какие то приходили пару лет назад, лазили туда, проверяли своды подземелья на наличие деформации, тк опоры моста стоят на скале под которой как раз находятся эти подземелья...

  1. Аватар пользователя Паша
    Фев 05, 2017

    Блин люди хочу туда , вообще желание весь город обследовать , вчера подвергнулась возможность по тоннелю с 3ей рабочей до Гайдамака который жд пройтись , много что интересного там ! Но этот ещё стратегический объект и все секретно ! Не стал фотать ! Но в завод 40/40 сходил бы с радость

  1. Аватар пользователя Владимир C.
    Мар 27, 2017

    И что же в нем секретного то? Тоннель как тоннель, по большому счёту ничего интересного.

  1. Аватар пользователя Алекс
    Мар 26, 2017

    Это где такой тоннель?

  1. Аватар пользователя Arthur
    Окт 28, 2017

    Этот объект 1940-х годов постройки долгие годы являлся вторым по вместимости защитным сооружением МПВО в городе - мог укрыть 2200 рабочих 202 завода им. Ворошилова (Дальзавод), а первый по вместимости тогда был объект №1 МПВО - 2500 человек. Объект 4040 (этот индекс упоминается в документах КТОФ и обмерочной схеме за 1981 г.) изначально строился как убежище для особо ценного оборудования, а также рабочих 202 завода и два запасных цеха оного, а также электростанция и запас топлива (ГАПК, фонд 1222). После войны (а скорее всего - в конце 50-х) был передан КТОФ, использовался до 1982 года как овощехранилище, а затем начал переделываться флотом в убежище (вероятно, 178 завода и в/ч на 37 причале), но работы не были закончены по причине пришествия Миши Меченого и развала СССР.

Leave a comment