Аэродром «Хвалынка»
Аэродром «Хвалынка» («Спасск-Дальний») расположен в 5 километрах северо-восточнее г.Спасск-Дальний. Викимапия.
Имел взлётно-посадочную полосу первой категории с бетонным покрытием ВПП 05/23 шириной 62 метра и длиной 3073 метра.
История (источники – сайт 219-го ОДРАП и форум СВВАУЛШ):
1-я легкобомбардировочная авиаэскадрилья (лбаэ) им. В.И.Ленина (дислокацировавшаяся в г.Липецк) в 1926 году была перевооружена на самолёты Р-1, переименована в 40-ю отдельную авиаэскадрилью им. В.И.Ленина и переброшена на ДВК в г.Спасск-Дальний.
В составе 19-го Приморского корпуса эскадрилья принимала участие в районах Мишаньфу, Дишудчжень, Мули, Санчагоу в течение всего конфликта 1929 года. Участвовала в составе 15 самолётов в операции на реке Сунгари совместно с Амурской флотилией и земными войсками по уничтожению бело-китайского Сунгарийского флота. С 18 по 21 ноября 1929 года эскадрилья участвовала в операциях под Лишаньфу, совместно с кавалерийской бригадой и пехотными частями по уничтожению бело-китайской кавалерии и пехотных частей. За участие в боях при защите Советской республики в период гражданской войны восемь Красвоенлётов награждены орденом «Красного знамени».
25 июня 1932 года 40-я оаэ им. В.И.Ленина переходит на новые штаты и новую матчасть – многоцелевой разведчик-штурмовик Р-5. Приказом по ОКДВА от 27 января 1933 года эскадрилья переименована в 29-ю легкобомбардировочную им. В.И.Ленина. В 1934 году на аэродром Спасск-Дальний перебазируется из Гатчины эскадрилья самолётов-разведчиков Р-5.
В 1934 году у берегов Чукотки был зажат льдами ледокол «Челюскин». Решением правительства СССР от 29-й лбаэ была составлена группа лётчиков из 7 человек, которую возглавил командир звена капитан Н.П.Камарин, убывшая на операцию по спасению. За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм Н.П.Камарин удостоен звания Героя Советского Союза. Четыре человека награждены орденом «Ленина», два человека орденом «Красного знамени», а один – «Красной звезды».
В конце 1936 года авиаэскадилья получает новую матчасть – скоростной бомбардировщик СБ. В январе 1937 года 29-я лбаэ им. В.И.Ленина переходит на новые штаты и переименована в 59-ю скоростную бомбардировочную аэ им. В.И.Ленина с дислокацией на аэродроме Хвалынка г.Спасск-Дальний.
В соответствии с приказом Ком. ОКДВА от 28 июня 1938 года был сформирован 36-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе пяти эскадрилий. Штаб авиаполка и первые три авиаэскадрильи дислоцировались на аэродроме Красный Кут, 4-я и 5-я аэ – в Хвалынке. Полк вошёл в состав 25 авиабригады 1-й ОКА. Основой формирования полка явились: 59-я сбаэ им. В.И.Ленина и частично 58-я сбаэ.
В 1938 году на базе гатчинской эскадрильи , на аэродроме г.Спасск-Дальний был сформирован 55-й бомбардировочный авиаполк на самолетах СБ. Именно здесь приземлился ДБ-3 – серийный дальний бомбардировщик Ильюшина под именем «Москва», стартовавший 27 июня 1938 года со Щелковского аэродрома в Подмосковье и преодолевший 7580 километров за 24 часа 36 минут без промежуточной посадки. Пилоты «Москвы» В.К.Коккинаки и А.М.Бряндинский стали Героями Советского Союза.
В 1938 году 36-й и 55-й бомбардировочные авиационные полки из Спасска участвовали в разгроме японцев у озера Хасан.
Из 4-й и 5-й аэ сформирована сводная авиаэскадрилья (саэ) в составе 12 самолётов СБ. 24 августа 1938 года она перелетела на аэродром Кневичи и была подчинена штабу 1-й Армии; из 1-й, 3-й и части 2-й аэ была сформирована 2-я саэ с дислокацией на аэродроме Красный Кут; из 1-й, 2-й, 5-й аэ была сформирована 3-я саэ в составе 13 самолётов СБ с дислокацией на аэродроме Хвалынка. 6 августа 1938 года в день генеральной атаки 3-я саэ вылетела с аэродрома Хвалынка в составе 13 СБ на бомбардировку противника, все самолёты вернулись на аэродром.
В соответствии с приказом наркома обороны от 28 января 1940 года и приказа ВВС 1 КА от 2 февраля 1940 года – 4 февраля 1940 года 24 экипажа из Спасска-Дальнего в количестве 72 человек откомандированы на Советско-Финскую войну для участия в боях на северо-западном фронте (Карельский перешеек). Некоторые из них награждены орденами СССР.
В конце июля 1941 года 55-й сбап перебазировался из Спасска в Тамбов. Затем полк вошёл в состав Юго-западного фронта (Полтава) и участвовал в боевых действиях.
Днём рождения 219-го одрап официально считается 15 сентября 1942 года. Суровые реалии Холодной войны, которая началась практически сразу после окончания войны второй мировой, сделали необходимость воссоздания Дальней Авиации в полном объёме; создавалась воздушная армия с управлением в Хабаровске. В начале 1950-х на Спасском аэродроме базируются дальние бомбардировщики Ту-2, Ту-4.
В 1957–58 годах в 219-й одрап стали поступать дальние разведчики – самолеты Ту-16Р. Разведчики были единственными самолётами, решавшими конкретные боевые задачи в мирное время. Самолёты полка выполняли боевые вылеты на все виды воздушной разведки: визуальной, радиотехнической, радиационной, радиолокационной. Производили дневную и ночную, маршрутную плановую и перспективную фотосъёмку. Разведчики широко использовались как в интересах сухопутных войск, так и флота, особенно при поиске корабельных соединений и отдельных судов вероятного противника.
Экипажи 219 одрап в конце 1950-х освоили дозаправку в воздухе, в начале 1960-х стали осваивать Арктику, регулярными стали полёты на северные аэродромы.
В 1980 году после очередной реформы Дальней Авиации на основе корпусов было сформированы три воздушные армии Верховного Главнокомандования – 46-я (Смоленск), 24-я (Винница) и 30-я (Иркутск), а командование ДА было упразднено. 219-й одрап вошёл в состав 30-й ВА.
В мае 1985 года в рамках празднования 40-летия Победы были взаимные визиты авиационных военных делегаций Советского Союза и Корейской Народно-Демократической Республики. 10 советских экипажей на самолётах МиГ-23МЛД от 821-го иап нанесли визит в Корею, наша сторона принимала корейскую десятку МиГ-21ПФ на аэродроме Хвалынка. В подготовке к визиту корейцев принимали участие 821-й иап,инструкторы из Кубинки, 219-й одрап, ряд других воинских частей и целая мотострелковая дивизия.
1992 год. Перестройка, смутное время, развал СССР и сокращение армии. Увольнялся и личный состав 219-го одрап. Взлётно-посадочная полоса аэродрома была закрыта на ремонт. Экипажи одной эскадрильи 219-го одрап переучивались в Шайковке на новую технику – самолет Ту-22М3. Тогда 52-й гв.тбап организационно входил в состав 43-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава Дальней Авиации. Два экипажа полка в апреле 1992 года участвовали в авиашоу в гарнизоне Кубинка. Самолеты Ту-16 перегонялись на аэродром Белая.
Позже в 1998 году полк был расформирован, некоторое время на Хвалынке был аэродромом подскока с военной комендатурой.
Некоторое время (примерно с 1960-х) на аэродроме базировался ещё 821-й истребительный авиационный ордена Суворова полк (иап). Имел на вооружении истребители-бомбардировщики Су-7, истребители-перехватчики Як-28П. В 1980 году полк передали из войск ПВО в состав ВВС и он был перевооружён на фронтовые многоцелевые истребители МиГ-23МЛ, на которых летал до самого расформирования в 1994 году.
В 1998 году внесена корректировка генерального плана г.Спасска-Дальнего. У города появилась потребность в новых территориях и возникла необходимость обеспечить защиту Спасска от наводнений рек Спасовки и Кулешовки. В муниципальную собственность переведены земли, ранее занимаемые воинскими частями. Горожанам планировалось выделять под строительство нового жилья территорию в восточной части города, в районе бывшего аэродрома. В будущем планировалась ориентация в основном на малоэтажные здания.
В июне 2004 года (и после в 2007 году) на аэродроме Хвалынка прошёл традиционный слёт членов федераций лёгкой и сверхлёгкой авиации Приморья. С аэродрома Приморского отделения РОСТО в Новонежино двухместный самолёт «Бланик», изготовленный преподавателями и студентами Приморского авиационного техникума, прилетел в Хвалынку.
Сейчас аэродром как таковой не действует. КПП закрыто. Взлётно-посадочная полоса зарастает и неуклонно разрушается, как и вся прочая аэродромная инфраструктура. При аэродроме вроде ещё теплится авиаремонтное предприятие. На территории гарнизона стоит в качестве мемориала самолёт в память лётчикам-истребителям, павшим в годы ВОВ (Викимапия).
Архивные фото с сайта 219-го одрап:
3 апреля 1954 года над Хвалынкой прошёл американский самолёт-разведчик RF-86, аэроснимки которого остались в истории —
Бомбардировщик Ту-4 —
Аэрофотосъёмка 1963 года —
Истребительная авиация Як-28П —
Больше фото смотрите на странице сайта ОДРАП, посвящённой Хвалынке.
Современное состояние аэродрома. Фотографии июня 2011 года.
Командно-диспетчерский пункт (КДП) 219-го одрап. На первом этаже размещался штаб батальона связи и РТО в/ч 78427. Второй этаж занимали полковые диспетчеры, метеослужба в/ч 65308:
Недействующая ВПП и рулёжные дорожки:
Капониры и ангары:
Убежища:
Прочая инфраструктура и строения:
Охранный СПС —
Наблюдательный пункт —
КПП аэродрома —
Мемориал в гарнизоне:
45 Комментарии
Leave a comment