Маяк Гамова

У этого материала есть страница №2

Маяк Гамова

Номер маяка – 45/F7422.
Характеристика огня – Бл Пр (2) 15с 22м.
Высота сооружения маяка – 19 метров. Высота огня над уровнем моря – 68 метров.

Белая восьмигранная каменная башня с фонарным сооружением у белого одноэтажного каменного здания.

Начальник маяка – Александр Сергеевич Соболев.

 

Располагается в 1,8 кбт к северо-северо-востоку от мыса Гамова (полуостров Гамова, Хасанский район Приморского края, Зарубинское поселение). Полуостров, мыс и маяк носят имя Гамова Дмитрия Ивановича (1834-1903).     Викимапия.
 

Это самый южный маяк России, имеющий № 1 в реестре отечественных маяков.

 

Значение маяка.
Мыс Гамова является юго-воcточной оконечностью полуострова Гамова. Мыс высокий, обрывистый, приглубый. Описан в 1854 году офицерами фрегата "Паллада", следовавшего с вице-адмиралом Е.В.Путятиным к устью Амура. Назван именем одного из младших офицеров фрегата — гардемарина Д.И.Гамова, первым заметившего мыс. Мыс служит ориентиром для судов идущих из залива Посьет в Амурский залив. Указывает курс морякам, проходящим мимо бухты Опасная, в которой ранее погибло не одно судно. В этой бухте в сотне метров от берега расположен Камень Опасности. 

 

Картина Валерия Шиляева «Маяк Гамова» из серии "Маяки южного Приморья" —

 

История маяка.
 
Впервые вопрос об установке маяка на мысе Гамова был поднят полковником Корпуса флотских штурманов В.М.Бабкиным. В план строительства маяков 1892-1897 годов включён не был. В 1901 году комиссия исследовала полуостров и выбрала место для маяка в 200 м от оконечности мыса. Здание сирены решили построить у самого южного обрыва на скале. 
Почти все необходимые для строительства материалы были найдены поблизости: гранит для фундамента и штучный камень для возведения зданий "из обнаженных слоев серого гранита в полуверсте от места постройки", песок — в бухте Витязь, глина, пригодная для печных работ — в бухте Теляковского. Не было только строевого леса, который надо было возить издалека, но необходимые для жизни на маяке дрова можно было заготавливать "на северо-восточном и северо-западном склонах реки Туманной". 
 
17 ноября 1901 года Морской технический комитет утвердил проект маяка, разработанный Дирекцией маяков Восточного океана. На строительство было отпущено 99 481 рублей, главным строителем назначили техника строительной части Владивостока Турковича. Светооптический аппарат 2-го разряда был заказан во Франции у фирмы "Барбье". К 1904 году были проложены дороги к бухтам Алексеева и Опасная, заложен фундамент башни. Планировалось закончить работы к 1 сентября 1904 года. Но при пересылке оборудования, которое изготавливалось во Франции фирмой "Commep, Гарле и К", часть его была утеряна. Пока шла переписка с Морским Министерством о восстановлении потерянного оборудования, направлялся новый заказ во Францию с предложением "теперь же изготовить новые части аппарата взамен утерянных", началась русско-японская война. Строительство маяка было прервано и возобновилось по окончании войны. Строители спешили завершить начатое дело. Сначала достроили здания, заложенные в 1901 году, затем приступили к строительству башни. Строили быстро. Башню с фонарным сооружением возвели за один год. Все строительные работы завершились к 1 июня 1906 года, о чем и рапортовал первый смотритель маяка техник Туркович: "Доношу Вашему Благородию, что работы по постройке маяка окончены и могут быть сданы: караульный дом с аппаратом, здание маячных кладовых, здание бани, каменный ледник, пороховой погреб, каменный забор, здание сирены с площадкой, навес для колокола."
16 июня 1906 года была произведена приёмка маяка комиссией, но работа его началась ещё до приёмки, 20 апреля 1906 года в интересах обеспечения безопасности кораблевождения. Следование к Владивостокскому порту и из него судов по фарватеру от острова Скрыплева к острову Аскольду, как это практиковалось до сего времени, свидетельствует один из документов, — "вызывает опасение подвергаться судам взрыву от мин." Поэтому путь следования кораблей был изменён. Следовавшие указанным курсом суда направлялись к мысу Гамова, а оттуда в Амурский залив. "Это изменение фарватера потребовало открыть преждевременно Гамовский маяк временным белым огнем сего апреля и назначить смотрителя с 20 сего апреля с содержанием 1110 рублей в год". 
Официально маяк принят в ведение Тихоокеанского флота 26 августа 1907 года. Команды, обслуживавшие маяки, комплектовались из военных моряков, проходящих здесь службу и из гражданских лиц, которые работали по найму. Первым смотрителем Гамовского маяка был уже упоминавшийся техник Туркович. Кроме него на маяке служили 7 человек вольнонаемных, два телеграфиста — Иван Смирнов и Максим Лисенко и машинная команда в составе трёх человек. Первым машинистом на маяке был матрос 2-й статьи Василий Иванченко, доставленный на мыс Гамов в апреле 1906 года транспортом "Японец". 
Дальность видимости огня светооптического аппарата 2-го разряда составляла при постройке 17 миль. Рядом с башней выстроили сигнальную мачту для переговоров с проходящими судами флажным семафором, а на самой оконечности мыса установили колокол и сирену (в 1910 году). Колокол использовался в туманную погоду до 1933 года.
Смотрителю маяка помимо его основных обязанностей было поручено ещё вести метеорологические наблюдения, для чего Главное гидрографическое управление распорядилось перенести метеорологическую станцию из Посьета на мыс Гамова, а технику Турковичу было поручено "изготовление одной сигнальной мачты и одной метеорологической будки по образцу Голдобинской." Метеонаблюдения на мысе начались с августа 1907 года. 
 
 
В 1981 году маяк был реконструирован. В настоящее время он круглый год освещает сектор моря от 17 до 250° белым проблесковым огнём на расстояние до 22 миль. На маяке имеются радиомаяк и звукосигнальная установка — наутофон ЛИЕЖ-300. При таком навигационном оборудовании мыс легко опознается мореплавателями в любое время суток и при любой погоде и не представляет такой большой опасности, как ранее. Сегодня Гамов — это основной и дублирующий световые маяки, радиомаяк и метеостанция с интернет-связью. Светооптический аппарат недавно сменили (аппаратура «Акватайм-50»). Теперь свет от лампы всего лишь в 70 ватт в хорошую погоду видно за 30 миль (60 км). 
 
Ныне маяк состоит из двух версий: старой и современной. Старая версия сложена из местных камней и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Вид его очень основательный. Трапу, ведущему на вершину фонарной башни — 108 лет. В новой версии прибавилось несколько мест для удобства туристов — бар, сауна. Работает круглый год. На территории круглогодично проживают около 8 человек.
 
 
 
 Ссылки на статьи, обзоры и видео:
1. Репортаж  "Вести: Приморье" (Елена Максимова, Максим Каленник, Павел Патрикеев) - Маяк мыс Гамова Приморский край Хасанский район.
 
2. Маяк Гамов (зарисовка под музыку Ивана Панфилова).
 
3. Маяк №1 - Мыс Гамова, Тихий Океан, 1979 год... ("Наша история" Зеркало-ТВ).  Приморский край, мыс Гамова. Жизнь и люди. 1979 год.
Историческая справка (канал Виктора Тарасова).
 
4. Маяк Гамова - маяк №1 / Gamov Lighthouse - #1 Russian lighthous (видео от студии Ravik Bodmer).
 
5.  Мыс Гамова, маяк и релакс  (Видео от Игоря Черского).
 
6. Описание посещения маяка от Евы Монт — "Хасанский район, п-ов Гамова".
 
7. Описание посещения маяка от Екатерины Галочки — "Российский маяк №1 (Маяк Гамова)".
 
 
 
Фотогалерея на двух страницах:
 
Виды на маяк с квадрокоптера:
 
 
 
 
 
 
Виды на мыс Гамова и маячный городок:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ворота на въезде на территорию маяка —
 
 
 
Гамовский маяк:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Вид на здание маяка с берега бухты Опасная —

Сердце маяка — маячная башня:

Лестница в башне. Виды снизу:

Виды на лестницу сверху:

 

Наверху башни:

Вид на территорию маяка с вершины башни:

Линза:

 

 

 

70-ваттная лампочка, дающая свет маяку —

Современная автоматическая система управления огнём маяка —

 

Техническое здание для обеспечение работы радиомаяка Гамова и метеорологической аппаратуры:

 

 

Площадка резервного маячного огня:

 

Старинный колокол, которым подавали сигналы при плохой видимости —

Ныне он располагается непосредственно рядом со зданием маяка. Ранее стоял на оконечности мыса —
 
 
 
Сейчас он обезъязычен (во избежание лишнего аудиошума от не в меру любопытных). Тем не менее, это один из немногих маячных колоколов, оставшихся на своём родном месте —
 

 

На территории маяка:

 

Примечательный дореволюционный каменный погребок у здания маяка. По всей видимости ледник. К нему пристроен вольер для собак:

 

 

 

Каменная стена, опоясывающая территорию маяка:

 

 
Местная "чайная" —

Интерьер чайной:

 

 

Продолжение на следующей странице -->>

Вид объекта: 
4 Комментарии
  1. Аватар пользователя Н
    Янв 07, 2016

    Зимой не пускают

  1. Аватар пользователя kolmovo
    Мар 25, 2023

    работа велики нов

  1. Аватар пользователя kolmovo
    Мар 25, 2023

    работа велики нов

  1. Аватар пользователя Hectorjaw
    Мар 29, 2023

    Какие цены на прокат кабриолетов в Анталии?

Leave a comment