Позиция БАЖД «Улисс»
Железнодорожная батарея № 1 входила в состав 5-го Отдельного железнодорожного дивизиона, для нужд которого и проложили к позиции специальную железнодорожную ветку.
Викимапия: огневая позиция; КП дивизиона, использовавшийся как командный пункт батареи.
Вооружение батареи составляли артиллерийские установки ТМ-8, для которых не требовалось бетонных оснований. Установки были вооруженны 203-мм орудиями с длинной ствола в 50 калибров. Дальность стрельбы установок составляла 28 км.
В отличии от остальных, трёхорудийных, батарей дивизиона, батарея № 1 была двухорудийной.
На вершине одной из высот над бухтой Патрокл был построен в 1935 году командный пункт для 12-й ж/д бригады (долженствующий одновременно выполнять и роль компоста батареи № 6 «Гнилой Угол»), но использовался он лишь как командный пост батареи № 1. С 1947 года, после того как материальная часть батареи № 1 была сданна на металлолом, КП стал использоваться по прямому назначению. Командный пункт представлял из себя бутобетонную постройку с лёгким железобетонным перекрытием. Сейчас этот КП полуразрушен и замусорен..
Все батареи 5-го Отдельного железнодорожного дивизиона , за исключением 203-мм батареи № 1, развернутой на постоянной позиции в бухте Улисс, практически постоянно находились на позициях в АСБО и усиленно отрабатывали задачи по обороне сектора.
Но, тем не менее, батарее довелось участвовать в учениях. Так в марте 1944 года в ходе учений батарея № 1, выдвинувшись со своей постоянной позиции на полигон в Давыдовке, произвела стрельбу по сухопутной цели. Наблюдение при стрельбе обеспечивалось с двух выносных постов, связь управляющего огнём с которыми осуществлялась по радио. В апрельском двустороннем учении АСБО 1944 года батарея № 1, в отличие от остальных батарей 5-го Отдельного железнодорожного дивизиона, не участвовала, оставшись на позиции «Улисс».
Так же стоит отметить, что батарея № 1, как и остальные батареи дивизиона, формировалась в составе Морских сил Балтийского моря под руководством А.Б. Елисеева (командующий Морскими Силами Дальнего Востока с марта 1932 г. по апрель 1938 г.). Эти батареи были направлены во Владивосток.
Транспортёр ТМ-8, стоявший на вооружении батареи (Фото из книги "Ворошиловская батарея", источник – фонд музея ТОФ) —
Спутниковый снимок с отмеченной современной сеткой железнодорожых путей в районе Улисса —
Командный пункт 12-й железнодорожной бригады:
Виды на смотровую рубку КП с флангов —
Вид с тыльной части —
Внутренняя часть КП —
Остатки инфраструктуры (земляные планировки, каменные кладки и т.п.) —
Leave a comment