Позиция БАЖД «Вампаусу»+батарея №2.

"Вампаусу".

Расположение — Шкотовский район, близ п.Подьяпольск, в полукилометре западнее ж/д станции «Стрелок».

Викимапия: вид со спутника на огневую позицию, вид со спутника на КП.

В 1934 году на Николаевских государственных заводах им. А.Марта  было завершено изготовление шести железнодорожных артиллерийских установок ТМ-2-12, составивших батареи № 7 и № 8. Проект этих установок был разработан в 1932 году по заказу Технического отделения Экономического отдела ПП ОГПУ в ЛВО под руководством инженера А.Г.Дукельского. Рассмотрен и утверждён проект был  21 марта 1932 года. Для их изготовления использовали орудийные станки линейных кораблей Черноморского флота «Св. Евстафий» и «Иоанн Златоуст», разобранных в 1920-е годы на металлолом, а также запасные орудийные 305-мм стволы длинной 40 калибров, изготовленные в Англии фирмой «Виккерс» в 1915—1917 годах в качестве запасных для линейных кораблей Балтийского флота «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» и черноморских линкоров, имевших однотипные башенные установки. Для обеспечения работы механизмов вертикальной наводки использовали электродвигатели от поднятых в 1931 году башенных установок линейного корабля Черноморского флота «Императрица Мария». Двигатели, пролежав 15 лет под водой, работали без замечаний. В конце 1934 году батарея № 8 прибыла во Владивосток.

В том же году в Шкотовском укреплённом районе на восточном берегу Уссурийского залива подготовили позицию «Вампаусу» (вторая позиция батареи № 8) к которой проложили специальную железнодорожную ветку от станции Смоляниново. Прибывшую батарею в марте 1935 года, несмотря на плохое состояние железнодорожного пути, с большим трудом удалось перебросить на штатную позицию. Батарея вошла в объединённую 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду.

Три 305-мм/40  артустановки были установлены на бетонные основания на закрытой позиции. Основания имели площадь 16x16 метров и 3 метра в глубину.  Возможный радиус стрельбы — 360°. Основания разнесены между собой на 150 метров и располагаются вдоль дороги. К сожалению, от них мало что осталось. Почти весь металл выдран, бетон повреждён, на самих площадках стихийные свалки мусора.

Командный пост позиции «Вампаусу» представлял собой заглублённую в землю одноэтажную бутобетонную постройку с железобетонной рубкой управляющего артиллерийским огнём. В последнее время командный пункт батареи делит высоту (на которой сидит) с вышками сотовой связи. Сам «бункер» был подрыт и с левой стороны вскрыт от грунта. В настоящее время рядом с КНП сооружено водохранилище Подъяпольского группового водопровода.

 

Спутниковый снимок местности —

Командно-наблюдательный пункт:

alt

alt

alt

Огневая позиция:

Вторая орудийная площадка —

alt

alt

alt

alt

Первая орудийная площадка —

alt

alt

alt

alt

 


 

Ж/Д батарея № 2.

152-мм/45кал. Железнодорожная  батарея № 2 располагалась на станции Линда (ныне станция Стрелок недалеко от Подъяпольска). Транспортёры этой батареи были построенны в 1928–1929 годах. 

Орудия этой батареи могли вести огонь на расстояние до 20 км благодаря тому, что были вооруженны модернизированными орудиями Канэ с углом возвышения 30°.

Данная батарея, как и все остальные, активно участвовала в различных учениях. Так 24 августа 1944 года 152-мм батарея № 2 и 130-мм батарея № 3 провели стрельбы по сухопутной цели с участием батареи звуковой разведки, причем пристрелку осуществляли с помощью звукового репера. Стрельбу проводили в районе разъезда «1945-й километр» (в настоящее время станция Амурский залив). При переходе на зимнее расписание 1944–1945 года батарея перешла на дислокацию в район станции Угловой, откуда во время февральских учений 1945 года перешла на станцию «Первая Речка».

 

Батарея № 2 на станции «Первая Речка» (фото из книги «Ворошиловская батарея»)

 

Батарея №2 на огневой позиции (фото с сайта fortress.wl.dvgu.ru ) —

 

 

4 Комментарии
  1. Аватар пользователя Владимир
    Дек 21, 2012

    Мы будучи мелкими часто бывали и на позиции и на кп .Рядом с кп находились два битонных погреба достаточно больших и глубоких вниз вела скоб лесница. Подскажите что это за строения?

  1. Аватар пользователя Shtill
    Дек 21, 2012

    По вашему описанию сложно что-то сказать, поскольку сооружений, попадающих под него, много. Нужны или фото, или побее подробное описание.

    [Море хранит молчание...]

  1. Аватар пользователя Владимир
    Дек 21, 2012

    Я давно там не был но попробую вспомнить. Эти конструкции находились примерно в 50 метрах от фронтальной стены дота в сторону моря и были похожи на большие колодцы. Когда мы забирались в командную рубку то их было видно через большую панорамную амбразуру. На фото примерно там находится какая-то красная вышка сотовой связи

  1. Аватар пользователя Владимир
    Дек 21, 2012

    Правее мыса Таранный на берегу бухточки находился шлаколитой дот, а выше по ручью развалины 2х зданий очивидно казарм.Если вам извесно когда и кто строил их поделитесь информацией. Точных координат дать не могу, но развалины казарм видно на карте спутника.Они рядом с дорогой которая идет вдоль побирежья, а от дота мало что осталось.

Leave a comment