Позиция БАЖД «Вампаусу»+батарея №2.
"Вампаусу".
Расположение — Шкотовский район, близ п.Подьяпольск, в полукилометре западнее ж/д станции «Стрелок».
Викимапия: вид со спутника на огневую позицию, вид со спутника на КП.
В 1934 году на Николаевских государственных заводах им. А.Марта было завершено изготовление шести железнодорожных артиллерийских установок ТМ-2-12, составивших батареи № 7 и № 8. Проект этих установок был разработан в 1932 году по заказу Технического отделения Экономического отдела ПП ОГПУ в ЛВО под руководством инженера А.Г.Дукельского. Рассмотрен и утверждён проект был 21 марта 1932 года. Для их изготовления использовали орудийные станки линейных кораблей Черноморского флота «Св. Евстафий» и «Иоанн Златоуст», разобранных в 1920-е годы на металлолом, а также запасные орудийные 305-мм стволы длинной 40 калибров, изготовленные в Англии фирмой «Виккерс» в 1915—1917 годах в качестве запасных для линейных кораблей Балтийского флота «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» и черноморских линкоров, имевших однотипные башенные установки. Для обеспечения работы механизмов вертикальной наводки использовали электродвигатели от поднятых в 1931 году башенных установок линейного корабля Черноморского флота «Императрица Мария». Двигатели, пролежав 15 лет под водой, работали без замечаний. В конце 1934 году батарея № 8 прибыла во Владивосток.
В том же году в Шкотовском укреплённом районе на восточном берегу Уссурийского залива подготовили позицию «Вампаусу» (вторая позиция батареи № 8) к которой проложили специальную железнодорожную ветку от станции Смоляниново. Прибывшую батарею в марте 1935 года, несмотря на плохое состояние железнодорожного пути, с большим трудом удалось перебросить на штатную позицию. Батарея вошла в объединённую 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду.
Три 305-мм/40 артустановки были установлены на бетонные основания на закрытой позиции. Основания имели площадь 16x16 метров и 3 метра в глубину. Возможный радиус стрельбы — 360°. Основания разнесены между собой на 150 метров и располагаются вдоль дороги. К сожалению, от них мало что осталось. Почти весь металл выдран, бетон повреждён, на самих площадках стихийные свалки мусора.
Командный пост позиции «Вампаусу» представлял собой заглублённую в землю одноэтажную бутобетонную постройку с железобетонной рубкой управляющего артиллерийским огнём. В последнее время командный пункт батареи делит высоту (на которой сидит) с вышками сотовой связи. Сам «бункер» был подрыт и с левой стороны вскрыт от грунта. В настоящее время рядом с КНП сооружено водохранилище Подъяпольского группового водопровода.
Спутниковый снимок местности —
Командно-наблюдательный пункт:
Огневая позиция:
Вторая орудийная площадка —
Первая орудийная площадка —
Ж/Д батарея № 2.
152-мм/45кал. Железнодорожная батарея № 2 располагалась на станции Линда (ныне станция Стрелок недалеко от Подъяпольска). Транспортёры этой батареи были построенны в 1928–1929 годах.
Орудия этой батареи могли вести огонь на расстояние до 20 км благодаря тому, что были вооруженны модернизированными орудиями Канэ с углом возвышения 30°.
Данная батарея, как и все остальные, активно участвовала в различных учениях. Так 24 августа 1944 года 152-мм батарея № 2 и 130-мм батарея № 3 провели стрельбы по сухопутной цели с участием батареи звуковой разведки, причем пристрелку осуществляли с помощью звукового репера. Стрельбу проводили в районе разъезда «1945-й километр» (в настоящее время станция Амурский залив). При переходе на зимнее расписание 1944–1945 года батарея перешла на дислокацию в район станции Угловой, откуда во время февральских учений 1945 года перешла на станцию «Первая Речка».
Батарея № 2 на станции «Первая Речка» (фото из книги «Ворошиловская батарея»):
Батарея №2 на огневой позиции (фото с сайта fortress.wl.dvgu.ru ) —
[Море хранит молчание...]