Символика KFSS

Данная страница посвящена расшифровке и объяснению нашей эмблемы, основанным на изучении материалов по геральдике, символике, эмблематике и ставрографии. (Для удобства текст разделён на отдельные пункты).

1. Итак, изначальное общее положение:

«Символом KFSS является кельтский крест, что рождает у многих людей сомнения по поводу нашей деятельности. Вообще, равнолучевой крест с кругом, символизирующий солнце, воздух, землю и воду в единстве, появился в Ирландии ещё до VIII века. Но в 1960-х годах этот крест стали использовать нео-нацисты и прочие политически правые движения. И с тех пор принято считать, что кельтский крест — это символ нацизма. Мы говорим своё НЕТ предрассудкам. KFSS не является политической организацией и не несёт с собой правые идеи.»

Изучение данного вопроса привело к выводу, что используемый в эмблеме крест по начертанию является не кельтским, а скорее «катарским». От кельтского в нём лишь вписанная окружность с кельтским орнаментом.


 

2. Общие сведения о символе креста (рассматриваем прямой крест).

Крест - это символ жизни, произошедший от солярного знака, символизирующего движение Солнца по небу. В различных исторических культурах символизирует сакральные ценности: жизнь, плодородие, бессмертие. Использовался в Индии, Ассирии, Китае, Финикии; был известен древним скандинавам и германцам. Крест воплощает единение противоположностей: духа и материи, мужского и женского, высшего и низшего, жизни и смерти. Крест-перекрёсток связывается с идеей выбора. Концы креста олицетворяют четыре стороны света. Равносторонний крест, а также крест и круг — олицетворяют связь (соединение) мужского и женского. Влияние христианства сделало образ очень распространенным в западной традиции. «Крест может выступать как личный знак, подпись; как оберег, талисман; как образ смерти и знак отмены, вычеркивания.»

 

3. Крест как символ в государственных наградах. Крест играет важную роль не только в в религиозных и магических ритуалах, но и широко используется в эмблематике. Многие знаки отличия (ордена, медали) имеют форму креста. Примеры:


- Ордена и кресты Российской Империи.

 


- Знаки военных училищ Российской Империи.


- Награды Белой Гвардии.


- Ордена и медали Российской Федерации.


- Германские кресты.
 

Как видно из представленных изображений, прямой равноконечный крест с расширяющимися концами - довольно широко распространён в качестве эмблемы. Если же смотреть внимательнее, то различие между германским «железным крестом» и нашим символом достаточно явное. Подобное изображение креста можно встретить даже в качестве информационно-технического обозначения. Например, нанесение такого вот рисунка на борту судна свидетельствует о наличии подруливающего устройства (в данном случае — двух штук в носовой части судна):

 

4. Ставрографическое сравнение. «Существует два главных типа креста: латинский и греческий. Латинский крест представляет собой образ человека с распростертыми руками и являет прямой образ Страстей Христовых. Это так называемый crux imissa, вертикальная ось в нем пересечена горизонтальной на 1/3 от своей длины. В греческом кресте горизонтальная ось пересекает вертикальную посредине, образуя квадрат в плане и этот крест называется crux quadrata.»

А вообще, разновидностей крестов существует великое множество. Различаются и начертанием элементов, и количеством элементов, разным числом окончаний и пр. Вот примеры кельтских крестов — христианская вариация и символьная стилизация (последний вариант зачастую и используем нео-нацистами и пр.):

А вот основная вариация катарского креста:

 

5. Катарский крест и катары. Что касается катаров. Историки ещё толком не сошлись во мнениях, кто точно были катары по происхождению. Катары (от греч. «чистый») – приверженцы одной из крупнейших средневековых ересей, распространившихся в XI-XIV вв. в Северной Италии и Франции. Ну, естественно, себя они еретиками не считали, а позиционировали как раз наоборот – «чистыми» христианами. Ещё одним их названием было — альбигойцы (название «катары» пришло позднее). У самих катаров культ креста отсутствовал. Их крест был равносторонним и он был вписан в круг-нимб. Это практически православный крест, который иногда можно увидеть на канонических иконах:

«Иисус Христос страждущий» (Грузия, XVI век)

Иконы «Господь Вседержитель» и «Спаситель»

Попытка изучения корней катаров в свете новой истории приведена в статье Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко - «Библейская Русь». Принять или не принять эту версию их происхождения и истории — личное дело каждого.

 

6. Символика катарского креста. Мы далеки от религиозного мистицизма, но для желающих — ссылка на видео, в котором приводится расшифровка символики катарского креста писателем, мистиком и пророком блаженным Иоанном - «Мистика катарского креста»

Он называет его крестом истинной демократии. Вкратце: через четыре ступени (добродетели) достигается высший принцип — свободы (самораскрытие, слияние с Универсумом). Крест актуализирует идею центра и исходящих вовне направлений.

 

7. Послесловие

Одно уточнение напоследок: Не символы склоняют человека к действиям и мыслям, а человек наполняет образ символа смыслом, исходя из собственных мыслей и действий. Не путайте, пожалуйста, причины и следствия.

______________________________________________________

Ссылки на сетевые источники использованных материалов: www.mirnagrad.ru; sigils.ru; orda2000.narod.ru; www.chronologia.org
______________________________________________________

*

Геральдика — дисциплина, изучающая гербы, знаки, эмблемы как исторические источники и предметы искусства. Одна из древнейших исторических дисциплин.

Символика — изучает историю создания, развития, и использования символов, условных знаков, в основе которых лежат древнейшие начертания или геометрические фигуры.

Ставрография — изобразительная традиция, связанная с крестом.

Ставрология — учение об экуменическом кресте (неотъемлемая часть богословской науки).

Фалеристика — изучает историю орденов, медалей и наградных знаков, а также всего комплекса наград, включая наградную документацию и статистику.

Эмблематика — изучает эмблемы (условные изображения понятия или идеи в виде рисунка или знака, содержащего в себе определенный смысл), выполненные художественными или иными средствами.