Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск

Железная дорога Южно-Сахалинск – Холмск была построена японцами после завоевания ими Южного Сахалина.

23 августа 1905 года между Россией и Японией был заключен Портсмутский договор, в соответствии с которым южная часть острова отошла Японии. Летом 1906 года японцы начали строительство железной дороги на Южном Сахалине, переименовав его в Карафуто. Административным центром губернаторства стал город Тоёхара (ныне Южно-Сахалинск).

В 1921 году началось строительство железнодорожной ветки от Тоёхары до Маока (Южно-Сахалинск – Холмск, 83,9 км).

Строительство шло с большими трудностями. Большая часть дороги проходила через горы, крутые спуски и подъёмы, которые чередовались с резкими поворотами, переходами через многочисленные горные речки и таёжные леса. 

Самым сложным и тяжёлым оказался отрезок железнодорожной ветки в районе станции Экинохара (Николайчук), где для прохождения горных склонов и глубоких ущелий пришлось возвести несколько тоннелей и мостов на небольшом участке, в том числе и знаменитый Чёртов мост. По мнению даже сегодняшних экспертов, при проектировании этого объекта было принято уникальное инженерное решение. Оно заключалось в том, что линию железнодорожного полотна выполнили в виде петли. Поезд, проехав через два тоннеля, делал крутой поворот, выезжал почти на вершину сопки, и далее путь его проходил по Чёртовому мосту на высоте около 38 метров. В своё время этот мост был известен во всей Японии из-за необычной конструкции объекта. Однако тяжело далось строительство данного участка дороги, много людей здесь погибло от болезней и тяжёлых травм. Говорят, что на опорах Чертова моста покоится прах строителей этой дороги.

Железные дороги строились главным образом силами "тако" — подневольных рабочих-корейцев. Условия их труда и быта были ужасными. Есть мнение, что на каждую шпалу, уложенную на тяжелейшем горном маршруте Южно-Сахалинск – Холмск, приходится по одному погибшему.

Семь лет продолжалось строительство железной дороги, и в сентябре 1928 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Тоёхара – Маока, самая сложная по рельефу на острове.

В августе 1945 года началось освобождение Южного Сахалина от японцев. В районе Чёртова моста шли ожесточённые бои. Боевые действия здесь вела 113-я отдельная стрелковая бригада. Десантники, высадившись в порту Маока утром 20 августа, к 16 часам овладели городом. 21 августа бригада продолжила наступление в глубь острова. В районе Чёртова моста одна из штурмовых групп, которую возглавлял Борис Николайчук, встретила упорное сопротивление японцев. Младший сержант Николайчук умело руководил орудийным расчётом. Он подавил несколько огневых точек противника, но, получив пулевое ранение в руку, а потом осколочное от японского гранатомета, погиб.

23 августа 1945 года японские войска отступили. После войны дорога активно использовалась уже Советским Союзом как прямой путь от парома в Холмске к Южно-Сахалинску.

Обслуживались двухвагонными японскими дизель-поездами с обозначением К («Ки-Ха»).  К 2001 году все дизель-поезда Ки-Ха были списаны.

Перестала функционировать с конца марта 1994 года после сильнейшего снежного бурана, из-за аварийного состояния некоторых участков.

Построенный ценой огромных жертв горный участок считался самым красивым в СССР. Он имел большое значение для экономики Сахалина.

Однако, когда встал вопрос о реконструкции 12 тоннелей суммарной протяжённостью 5087 м и 35 мостов суммарной длиной 1047 м, местные власти сочли, что проще не заниматься её обслуживанием.

В настоящее время грузовое железнодорожное сообщение между этими городами осуществляется окружным путём через станцию Ильинск, а что касается старой железной дороги, то работают лишь два её небольших участка: с востока Южно-Сахалинск – Новодеревенская, и с запада Холмск – Николайчук. Оба участка функционируют с мая по октябрь (иногда с конца мая по начало ноября), обслуживая  дачников.

На  протяжении дороги рельсы местами разобраны, местами сохранились, ржавые, и полотно кое-где заросло, но по-прежнему можно пройти по всей трассе бывшей дороги, увидеть интересные инженерные сооружения и просто полюбоваться природой. Этот объект – победитель в народном конкурсе «Семь чудес Сахалина» – тянет к себе туристов летом и зимой.

Поход по заброшенной железной дороге требует осторожности из-за аварийного состояния мостов, а также минимального туристического снаряжения, включая фонарь для преодоления тоннелей.

Дорогу делят  на 3 участка: восточный (ст. Новодеревенская – бывш. ст. Перевал), центральный (бывш. ст. Перевал – пос. Ожидаево – пос. Пятиречье) и западный (пос. Чапланово – ст. Николайчук – пос. Поляково).

Встречаются на «железке» и артефакты – рельсы с дарственными надписями Японии от Великобритании.

 

 

Остатки вагона Тонель №1
Один из самых протяжённых, порядка 900 метров — Тонель №1
Не везде сохранились рельсы, работают металлисты — Тонель №1
Тонель №1
Тонель №1
Тонель №1
Тонель №1
Порталы находятся под прикрытием Огневых точек Тонель №1
Станция "Перевал": станция "перевал"
станция "перевал"
Немного того, что осталось от станции: станция "перевал"
станция "перевал"
Датировка: станция "перевал" Далее встречаются противолавинные галлереи противолавинная галлерея первая
противолавинная галлерея первая
сбоку противолавинная галлерея первая
противолавинная галлерея первая
Следующая: противолавинная номер 2
Довольно простая конструкция противолавинная номер 2
противолавинная номер 2
противолавинная номер 2
Затем снова тоннель, немного другого плана, чем предыдущий: тоннель номер 2
возможно ранее он был противолавинной галереей тоннель номер 2
ниша: тоннель номер 2
Да, там темно и страшно... тоннель номер 2
И снова туннель, и снова огневая точка: тоннель номер 3
тоннель номер 3
тоннель номер 3
тоннель номер 3
тоннель номер 3
Далее встречаем вагончики: тоннель 4
тоннель 4
тоннель 4
тоннель 4
тоннель 4
И очередной туннель: тоннель 4
тоннель 4
Ниша: тоннель 4
Стрела укажет направление: тоннель 4
тоннель 4
тоннель 4
Так во где истинно можно зайти в одном конце и выйти совсем в другом, где не ожидаешь тоннель 4
Опять СВетофор: тоннель 4
 
17 Комментарии
  1. Аватар пользователя hajoff
    Фев 04, 2013

    Ночью в этих тоннелях можно круто пофризлайтить :)


  1. Аватар пользователя Ринат
    Фев 04, 2013

    сообразить адский паровоз, с красным дымом например

  1. Аватар пользователя fedot
    Фев 05, 2013

    Снимки отличные. Надеялся увидеть снимки чертова моста?

  1. Аватар пользователя Ринат
    Фев 05, 2013

    к сожалению, работа занимает большую часть времени пребывания на сахалине, но 'чертов мост' и оставшиеся не указанные элементы этой ветки обязательно появятся

  1. Аватар пользователя дядя Ваня
    Фев 20, 2013

    я там в детстве ездил на той узко-колейке((

  1. Аватар пользователя nnm
    Дек 02, 2013

    Для чего там двойной туннель, там два пути?

  1. Аватар пользователя Ринат
    Дек 02, 2013

    "Отвилка" для расхождения встречных поездов. Места, где пролегают ж/д пути, очень узкие для поезда. поэтому путь один.

  1. Аватар пользователя алексей
    мая 26, 2014

    Это не отвилка, это ошибка проектирования. судя по тонелям - оба японские. но тот, что справа, если смотреть со стороны Южно-Сахалинска, заброшен дольше.

  1. Аватар пользователя нанаши-сан
    Мар 12, 2014

    http://namagome.cocolog-nifty.com/ Я создаю небольшие веб-страниц. Я не знаю, говорить по-русски, и я никогда не имею в Сахалине.

  1. Аватар пользователя Анатолий
    мая 15, 2014

    http://vanino27.ru

  1. Аватар пользователя Валера Л.
    Мар 29, 2015

    Ужас! Куда ни придут русские - везде будет разруха и уничтожение предыдущей цивилизации. Калининградская область, Выборг, Сахалин, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия. Теперь за Крым и Донбасс взялись... ((

  1. Аватар пользователя DR.RUS
    Июл 19, 2015

    На какую бы ветку не зашел бы лохол-он везде насерет. Селянин рагулянин :))

  1. Аватар пользователя Вася Пупенко
    Окт 23, 2015

    Да, а вот украинцам и приходить не надо - там, где они находятся, разруха уже идет полным ходом...

  1. Аватар пользователя Коля Марчук
    Янв 08, 2016

    Я Украинец, мне ходить некуда не надо. Уже в разрухе живу, в Украине.

  1. Аватар пользователя ергей
    Ноя 07, 2016

    Очень хорошие, качественные фото! СПАСИБО!

  1. Аватар пользователя мих
    Дек 19, 2016

    Обидно за Сахалин. Регион является серьёзным донором в Российский бюджет, а на поддержание исторических памятников похоже денег не имеет.

  1. Аватар пользователя Лев
    Апр 24, 2018

    Проезжал я по этой дороге в 1987 году, ехали мы на дембель с Кунашира и далее Южно-Сахалинс - Холмск, а уже с Холмска на пароме до Ванино и на Хабаровск. Очень жаль что такая дорога перестала функционировать. Я конечно не считал сколько там было мостов и туннелей (а о Чертовом мосте я тогда вообще не слышал) но думаю что по их количеству на протяженность данного участка 83,9 км. в СССР, а теперь и в РФ нет равных. Уникальный в своем роде памятник инженерной мысли на фоне природы южного Сахалина выбросили на свалку. Японцам дорога была нужна, а вот властям Сахалина нет. Как тут не скажешь славами Верещагина "Мне не за себя, за державу обидно".

Leave a comment