Канал острова Русский
Для удобства маневрирования кораблей и транспортных судов в условиях тесной блокады, решено было прорыть канал из пролива Босфор Восточный в бухту Новик (где во время РЯВ базировались подводные лодки).
В начале 1891 года провели разведочное бурение на перешейке Русского острова под будущий канал. А В 1894 году было принято окончательное решение об исполнении плана.
Прокладка канала осуществлялась в течение 1897–1899 годов. Строительные работы проводились силами 1-го и 5-го линейных батальонов по проекту военного инженера капитана Романовича. При этом было срыто, существовавшее там ранее укрепление перешейка.
В результате крайний участок Сапёрного полуострова (полуостров Ларионовский) был превращён в остров Ларионовский. Позднее ему дали название остров Елены (по легенде – в честь дочери владельца кирпичного завода, располагавшегося на о.Русский).
Официальное открытие канала состоялось в ноябре 1899 года. На открытии канала присутствовали специально прибывшие по этому поводу губернатор Приамурского края Н.П.Гродеков и губернатор Приморской области Н.М.Чичагов. Первым судном, которое прошло по вновь построенному каналу была шхуна «Алеут», украшенная флагами расцвечивания, под командованием командира Владивостокского порта контр-адмирала Г.П.Чухнина.
В 1908 году был производился ремонт канала. К слову сказать, воспоминания Отто Васильевича Линдгольма свидетельсвуют о том, что примерно в районе нынешнего канала в 1870-х существовала узкая протока.
Нынешняя ширина канала порядка 30 метров, длина около 300 метров. Вход в створ канала с обеих сторон отмечен светящимися знаками.
Фотография 1899 года – открытие канала. Первой идёт шхуна «Алеут» —
Паром подходит к каналу. Фотография 1919 года из колекции Перси Фрэнсиса (Percy Francis, Лас-Вегас). Взято с сайта Канадской сибирской экспедиции —
Канал. Экскурсия японских школьниц. Фотография 1920 года из коллекции А.М.Буякова —
Фрагмент генерального плана Владивостока. На карте показана оконечность Сапёрного полуострова, остров Елена и разделяющий их канал (розовые отметки – крепостные и советские элементы береговой обороны, зелёные пунктиры – трассы морского транспорта, красные звёздочки – створные навигационные знаки) —
Зимний спутниковый снимок местности —
Оставшася оригинальная гранитная кладка —
Вид на канал и Владивосток с прилагающимися к ним акваториями в виде бухты Новик и пролива Босфор-Восточный (далее Амурский залив) —
Вид на канал с Эгершельда (с Токаревской высоты) —
Вид на канал со стороны пролива Босфор-Восточный —
Паром входит в канал —
Вид на канал со стороны бухты Новик —
Причалы «Канал» и «Елена», створные знаки —
Ну и прочее —
В воспоминаниях старожилов жив факт, что в советское время через канал существовал мост. Посредством этого раздвижного пешеходного моста люди переправлялись с Елены на Канал и наоборот.
В настоящее время от Поспелово до Канала в рамках новых строек пробита новая дорога, которая упирается прямо в канал —
7 Комментарии
Leave a comment