Канал острова Русский

 

Для удобства маневрирования кораблей и транспортных судов в условиях тесной блокады, решено было прорыть канал из пролива Босфор Восточный в бухту Новик (где во время РЯВ базировались подводные лодки).
В начале 1891 года провели разведочное бурение на перешейке Русского острова под будущий канал. А В 1894 году было принято окончательное решение об исполнении плана.
Прокладка канала осуществлялась в течение 1897–1899 годов. Строительные работы проводились силами 1-го и 5-го линейных батальонов по проекту военного инженера капитана Романовича. При этом было срыто, существовавшее там ранее укрепление перешейка
В результате крайний участок Сапёрного полуострова (полуостров Ларионовский) был превращён в остров Ларионовский. Позднее ему дали название остров Елены (по легенде – в честь дочери владельца кирпичного завода, располагавшегося на о.Русский).
Официальное открытие канала состоялось в ноябре 1899 года. На открытии канала присутствовали специально прибывшие по этому поводу губернатор Приамурского края Н.П.Гродеков и губернатор Приморской области Н.М.Чичагов. Первым судном, которое прошло по вновь построенному каналу была шхуна «Алеут», украшенная флагами расцвечивания, под командованием командира Владивостокского порта контр-адмирала Г.П.Чухнина.
В 1908 году был производился ремонт канала. К слову сказать, воспоминания Отто Васильевича Линдгольма свидетельсвуют о том, что примерно в районе нынешнего канала в 1870-х существовала узкая протока.

Нынешняя ширина канала порядка 30 метров, длина около 300 метров. Вход в створ канала с обеих сторон отмечен светящимися знаками.

Фотография 1899 года  – открытие канала.  Первой идёт шхуна «Алеут» — canal 00

Паром подходит к каналу. Фотография 1919 года из колекции Перси Фрэнсиса (Percy Francis, Лас-Вегас). Взято с сайта Канадской сибирской экспедиции — canal 29

Канал. Экскурсия японских школьниц. Фотография 1920 года из коллекции А.М.Буякова  — canal 30

Фрагмент генерального плана Владивостока. На карте показана оконечность Сапёрного полуострова, остров Елена и разделяющий их канал (розовые отметки –  крепостные и советские элементы береговой обороны, зелёные пунктиры – трассы морского транспорта, красные звёздочки – створные навигационные знаки)  —

 canal 01

 Зимний спутниковый снимок местности

canal 02

Оставшася оригинальная гранитная кладка —

 canal 03

canal 04

canal 05

Вид на канал и Владивосток с прилагающимися к ним акваториями в виде бухты Новик и пролива Босфор-Восточный (далее Амурский залив)  —

canal 06

Вид на канал с Эгершельда (с Токаревской высоты)  —

Вид на канал со стороны пролива Босфор-Восточный  —

 canal 07

Паром входит в канал —

canal 08

canal 09

canal 10

canal 11

Вид на канал со стороны бухты Новик

 canal 12

canal 13

canal 14

 Причалы  «Канал» и «Елена», створные знаки —

 canal 15

canal 16

canal 17

canal 18

canal 19

canal 20

canal 21

canal 22

canal 23

Ну и прочее —

canal 24

canal 25

canal 26

canal 27

canal 28

В воспоминаниях старожилов жив факт, что в советское время через канал существовал мост. Посредством этого раздвижного пешеходного моста люди переправлялись с Елены на Канал и наоборот.  

В настоящее время от Поспелово до Канала в рамках новых строек пробита новая дорога, которая упирается прямо в канал — 

canal 31

 

7 Комментарии
  1. Аватар пользователя Антон
    Сен 21, 2013

    Здравствуйте.Мост через канал действительно существовал(раздвижной).Красная труба на бетонном основании, с другой стороны была такая-же,это всё что сохранилось от моста.На этой трубе крепились мостовые переходы,как осуществлялось раздвижение мостов не знаю,мне было тогда года 3-5 лет(я 1978 г.р).Мы с родителями по нему переходили,страшновато было-он шатался.

  1. Аватар пользователя Андрей
    Окт 26, 2013

    Если не изменяет память, кажется, мост был на поворотных тумбах.

  1. Аватар пользователя Владимир
    Ноя 01, 2013

    В 1971 году был два месяца на стажировке в МРО-4. Металлический мост находился на стороне острова Русский, он был по конструкции поворотный. Мост поворачивали относительно оси, по всей видимости при помощи тросов и системы блоков. Пользовались мостом только зимой, летом через канал переправлялись на шлюпке.

  1. Аватар пользователя дмитрий
    Июн 04, 2014

    мост через канал спроектировал и построил матрос бирюков в вместе с балабонкиным и кравченко в 1988 году. все они служили в 4 мро технарями. я присутствовал на открытии моста играя в оркестре

  1. Аватар пользователя дмитрий
    Июн 04, 2014

    извините за ошибку в дате мост построили в 1968 году

  1. Аватар пользователя Гость
    Янв 01, 2015

    Мост поворачивался за канаты жопным паром. На каждом берегу было по несколько человек, при подходе парома мост сводили и разводили, участвовал лично!

  1. Аватар пользователя Максим
    Ноя 26, 2015

    Мост перестал действовать по причине того, что на одном берегу просела и сползла в сторону канала бетонная дорожка по которой катился опорный ролик моста. Это видно и сегодня, так как сохранились эти опоры. А сам мост порезали в 90-годы. Он был в разведенном состоянии и долго бездействовал.

Leave a comment